"Калашников" вышел на Волгу
Концерн удовлетворился 49% Рыбинской верфи
Концерн "Калашников", совладельцами которого являются "Ростех", Алексей Криворучко, Андрей Бокарев и Искандар Махмудов, консолидировал 49% Рыбинской верфи, выпускающей военные катера и гражданские яхты. Еще 2% верфи напрямую получила структура трех бизнесменов. Изначально "Калашников" рассчитывал на прямой контроль над верфью, но, по мнению источников "Ъ", решил уменьшить долю на фоне западных санкций. В Рыбинске "Калашников" планирует выпускать катера по заказам Минобороны, но пока, по данным источников "Ъ", говорить об особо крупном заказе не приходится.
Концерн "Калашников" (51% у "Ростеха", остальные доли — у "Транскомплектхолдинга" Алексея Криворучко, Андрея Бокарева и Искандара Махмудова) закрыл сделку по консолидации 49% ООО "Холдинговая компания Рыбинской верфи", сообщили "Ъ" в концерне. А в прошлую субботу "Калашников" получил согласие ФАС на создание этого ООО. Еще 2% в нем — у "Транскомплектхолдинга" (ТКХ), остальные 49% сохранила "РВ Инвест" — структура прежних основных акционеров Рыбинской верфи Валерия Володина, Дмитрия Хомякова и Георгия Воронина. ФАС отмечает, что "Калашников" и ТКХ должны сделать денежный взнос в уставный капитал нового холдинга, а "РВ Инвест" вложит в него 100% Рыбинской верфи, "Еврояхтинга" и еще двух юрлиц. В "Калашникове" сообщили "Ъ", что стоимость 49% — 144,1 млн руб.
Рыбинская верфь расположена в Ярославской области на берегу одноименного водохранилища. На предприятии есть судосборочный, корпусообрабатывающий, механический цеха и другие производства. Может выпускать малотоннажные суда длиной до 50 метров, в первую очередь катера и яхты.
"Калашников" уже больше года интересовала Рыбинская верфь. В феврале прошлого года гендиректор концерна Алексей Криворучко говорил, что наряду со стрелковым вооружением компания "займется выпуском гражданских и военных катеров", беспилотников. Он отмечал тогда, что в рамках новой стратегии развития до 2020 года "ключевой задачей является расширение производственной линейки", поэтому "принято решение о приобретении доли в 51%" в компании "Еврояхтинг Рыбинская верфь". Источники "Ъ", знакомые с ситуацией, отмечают, что изначально "действительно планировалось приобрести 51% верфи", но затем на фоне западных санкций против концерна "было решено снизить долю до 49%", а оставшиеся 2% "отдать структуре частных акционеров". "Это должно снизить риски попадания предприятия в какие-либо новые санкционные списки и даст возможность спокойно экспортировать продукцию, если будут подобные заказы",— рассуждает один из собеседников "Ъ".
Приобретая верфь, "Калашников" в первую очередь рассчитывает на военные заказы. В апреле 2015 года господин Криворучко говорил, что ниша "легких небольших катеров" будет "серьезно развиваться как для Минобороны, так и для других заказчиков, в том числе и гражданских". В "Калашникове" "Ъ" пояснили, что на верфи планируется производить транспортно-десантный катер БК-16, десантно-штурмовой катер БК-10 и "не имеющий российских аналогов новый катер огневой поддержки БК-9". В концерне говорят, что катера могут быть укомплектованы комплексами вооружения под конкретные требования и задачи. Например, БК-16 может быть оснащен четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм в сочетании либо с боевым модулем, либо с двумя пулеметами калибра 12,7 мм, либо с гранатометом калибра 40 мм. На катерах возможно размещение малогабаритного ракетного комплекса "Корнет".
По словам источника "Ъ", близкого к Генштабу МО РФ, потребность в катерах БК-10 и БК-16 есть, но говорить об "особо крупном заказе не приходится", поскольку они пригодны для переброски малочисленных групп из состава сил спецопераций или морской пехоты. Собеседники "Ъ" в судостроении говорят, что компетенции по выпуску малотоннажных судов есть у многих российских верфей. В государственной Объединенной судостроительной корпорации "Ъ" подтвердили, что выпускать такие суда могут большинство ее верфей. Кроме того, по данным источников "Ъ", строить их может Зеленодольский судостроительный завод или петербургская "Пелла". "Поэтому дело не столько в компетенциях, сколько в наличие заказа",— подтверждают собеседники "Ъ".