Монетизация льгот в суде больше не окупается
ВС и Минфину удалось ликвидировать схему изъятия из бюджета транспортных компенсаций
Статистика судебных исков к Минфину за 2015 год показывает, что ВС и Минфин смогли преодолеть проблему, неожиданно возникшую по итогам кампании "монетизации льгот" 2014 года,— массовую компенсацию упущенной выгоды транспортников, представители которых в 2010-2014 годах добились, как считают в ВС, необоснованных выплат из федерального бюджета на 18 млрд руб. В 2015 году объем удовлетворенных исков, за которыми, как предполагают в ВС, стоит единая группа адвокатов, сократился в несколько раз — практика работы судов по таким делам была изменена.
Как свидетельствует статистика Минфина, имеющаяся в распоряжении "Ъ", по итогам 2015 года в судебной системе существенно сократилось число исков, связанных с компенсацией транспортным компаниям через суд недополученных доходов за перевозку федеральных льготников. Пик популярности таких дел пришелся на 2013 год, когда их было подано 503 (по 455 были проведены компенсационные выплаты), в 2015 году их число сократилось до 135 (выплаты по 97). В 2012 году транспортным компаниям было уплачено по искам Минфином 7,2 млрд руб. при заявленных убытках на 7,4 млрд руб., в 2015-м — 1 млрд руб. при заявках на 2 млрд руб.
История с "транспортными компенсациями", в ходе судебных разбирательств по которым Минфин из федерального бюджета выплатил их на 18 млрд руб., довольно необычна. Сама по себе ситуация возникла после кампании по "монетизации льгот" 2004 года. Как следует из полученного "Ъ" комментария Минфина, по итогам кампании местные власти заключали договоры с транспортными компаниями о компенсации им упущенной выгоды от замены гражданам натуральных льгот по проезду денежными, и иски транспортников по компенсации были редкостью. Однако 25 января 2011 года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) предложил новую схему расчета компенсации: де-факто максимальной суммой упущенной выгоды всех транспортных компаний за год считалась разница между стоимостью всех выпущенных для федеральных льготников проездных билетов (она обычно ниже обычных) и того же числа обычных проездных. Число фактически перевезенных пассажиров, таким образом, не учитывалось, констатирует Минфин. Затем ВАС уточнил правила компенсации в пользу транспортников еще в большей степени — после этого число исков о компенсации недополученной платы мгновенно выросло.
Источники "Ъ" в ВС предполагают, что речь идет не о внезапно возросшей правовой культуре региональных автобусных компаний, а о частной инициативе группы адвокатов (в том числе адвокатов Родиона Чарковского и Александра Кемишева) по инициативному поиску транспортных компаний и их владельцев и последующему разделу полученных компенсаций. В 2010 году, по данным ВС, в арбитражные суды субъектов РФ поступило более 350 однотипных исков транспортных компаний по многим регионам, по которым во всех инстанциях было отказано. Однако после вмешательства в дело ВАС в 2011 году массово отменялись "отказные" решения (только с ноября по май 2011 года президиум ВАС вынес положительные решения в пользу истцов, представленных этими адвокатами, в 14 случаях). В 2011-2013 годах по большинству исков с требованием компенсаций от Минфина выносились положительные решения.
Ситуацию, как заявляют в Минфине, удалось изменить лишь в 2015 году в судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда (напомним, к ВС был присоединен ВАС). Коллегия в нескольких делах, в частности с перевозчиками из Кировской и Тверской областей, вернула судебную практику к нормам до 2010 года. С 2015 года в каждом конкретном деле суд должен руководствоваться методиками расчета потерь, утвержденными регионами, и лишь там, где ее нет, рассчитывать недополученную плату по схеме 2011-2014 годов с обязательным доказательством перевозчиком фактически понесенных потерь. Судя по статистике Минфина, "транспортные компенсации" были одной из самых масштабных потерь бюджета по итогам монетизации льгот.