Штрафы разогнались до 70 миллиардов
В 2015 году ГИБДД собрала на 13% больше, чем в предыдущем
В 2015 году сумма наложенных на российских водителей штрафов выросла по сравнению с прошлогодними показателями на 13%, до 70 млрд руб. По-прежнему больше половины из 81 млн возбужденных ГИБДД административных дел составляют санкции за превышение скоростного лимита, при этом наметились и новые тенденции: автомобилисты стали меньше пить за рулем, зато втрое выросло количество нарушителей, не застрахованных в системе ОСАГО.
В распоряжении "Ъ" оказались данные ГИБДД о нарушениях ПДД, совершенных водителями в 2015 году. За год Госавтоинспекция возбудила 81,7 млн дел об административных правонарушениях — на 13% больше, чем в 2014 году. На водителей наложено штрафов на сумму 70,7 млрд руб. (плюс 8,2 млрд руб. к прошлому году). Из них взыскано 50 млрд руб., в том числе принудительно (9,2 млн постановлений исполнено усилиями судебных приставов). Для сравнения, схожую сумму, 40 млрд руб., Росавтодор планирует собрать в 2016 году с водителей грузовиков, пользующихся системой "Платон".
Более половины постановлений (45,6 млн) выписано за превышение скорости на 20-40 км/ч. Рекордсмены по числу таких нарушений — Москва (7,9 млн), Татарстан (3,1 млн), Подмосковье (2,8 млн) и Воронежская область (2,1 млн). В целом за год число подобных нарушений увеличилось на 18%. Основная причина, поясняют в ГИБДД, расширение парка автоматических камер, которые, как следствие, фиксируют больше нарушителей. В данный момент в РФ действует 6,2 тыс. так называемых стационарных зон контроля (в каждой может быть несколько камер) и 4,1 тыс. — переменного контроля (мобильные камеры на треногах). Кроме того, все больше комплексов "видят" выезд на встречную полосу и проезд на красный свет, в связи с чем число зафиксированных нарушений выросло на 11% (до 400,2 тыс.) и 18% (до 729,6 тыс.) соответственно.
За минувший год наметилось еще несколько тенденций. Так, идет на убыль число пьяных за рулем: 366,7 тыс. нарушителей (минус 11% к прошлому году), 222 тыс. водителей отказались от медицинского освидетельствования (минус 6,3%). Напомним, в 2013 году за нетрезвое вождение ввели штраф в размере 30 тыс. руб., а с 1 июля 2015 года появилась уголовная ответственность за повторное управление авто в пьяном виде. "Хорошей традицией стало не пускать близких и друзей за руль после потребления алкоголя, пользоваться услугами трезвого водителя или такси,— говорит президент общественной организации "Движение без опасности" Наталья Агре.— Культура в стране повышается, и это влияет на снижение аварийности".
Еще один серьезный тренд — почти трехкратный прирост числа автовладельцев, не застрахованных в рамках ОСАГО. Если в 2014 году таких нарушителей было выявлено 370,5 тыс., то в 2015 году — уже более 1 млн. Это связано с тем, что в результате повышения тарифов на автогражданку в 2013-2014 годах многие водители перестали страховаться либо стали пользоваться фальшивыми полисами. В Госдуму внесен законопроект о повышении штрафа за езду без ОСАГО с 800 до 2,5 тыс. руб. Российский союз автостраховщиков (РСА) собирается летом поменять 40 млн страховых полисов на более защищенные. Страховщики также договариваются с ГИБДД об использовании камер для проверки наличия полисов по базе данных РСА. Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев говорит, что идет обсуждение технических условий: для фиксации нарушения нужно, чтобы серверы хранили фотографии 7-14 дней. Вероятно, что водители столкнутся с нововведением уже весной.
Значительно — на 40%, до 1,4 млн,— увеличилось число нарушителей, использующих на передних стеклах чрезмерную тонировку, пропускающую менее 70% света. В 2014 году за это нарушение инспекторы перестали в качестве обеспечительной меры снимать номера. ГИБДД в регионах проводит антитонировочные рейды, используя не только штраф, но и административный арест. В Госдуме же собираются увеличить штраф за правонарушение с 500 до 1,5 тыс. руб.
С 2,9 млн до 2,7 млн сократилось число водителей, не использующих ремни безопасности (штраф — 1 тыс. руб.). Правосознание и привычки водителей с годами меняются, объясняют в ГИБДД, поэтому и пристегиваются граждане чаще. В дальнейшем Госавтоинспекция намерена использовать камеры для борьбы с нарушителями, разработчикам программ уже дано соответствующее техническое задание. "Камера может зафиксировать непристегнутый ремень, но все снимки все равно должен перепроверять человек,— пояснил "Ъ" представитель компании "Технологии распознавания" (производит комплексы "Автоураган") Сергей Кусов.— Поэтому о массовом применении камер для этих целей речи точно идти не будет. А в периоды, когда идет дождь или снег, такая функция, скорее всего, вообще будет недоступна".