До Минска по счетчику
"Яндекс.Такси" выходит на рынок Белоруссии
"Яндекс.Такси" выходит на первый зарубежный рынок: начать решено с Минска. Онлайн-сервис открывает экспансию в СНГ с Белоруссии, где с ноября прошлого года уже присутствует конкурент "Яндекс.Такси" — компания Uber.
О том, что "Яндекс.Такси" заработало в столице Белоруссии, "Ъ" рассказал руководитель компании Тигран Худавердян. "Мы приняли решение выходить в СНГ. Минск — один из самых населенных городов в СНГ после Москвы и Санкт-Петербурга",— объясняет он. Технологическим партнером "Яндекс.Такси" в Минске выбрана компания "Столица 135": через них на момент запуска заказы распределяются на перевозчиков, среди которых более 150 индивидуальных предпринимателей и несколько десятков юридических лиц, объясняет господин Худавердян (см. интервью на этой же странице). Все перевозчики, подключенные к сервису, имеют официальную лицензию и таксометр, заверяют в компании.
Поначалу в Минске агрегатор не будет взимать комиссию за заказы. "Мы планируем ее ввести через несколько месяцев. Как показывает практика, с приходом "Яндекс.Такси" в город спрос на услугу такси растет",— говорит менеджер. Сейчас сервис берет комиссию с таксопарков только в Москве (11% с поездки) и Санкт-Петербурге (9% с поездки).
"Яндекс" запустил агрегатор такси в 2011 году (о том, как развиваются аналогичные сервисы в мире, см. на стр. 13). Сейчас в России сервис работает в 15 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Сочи. В общей сложности к "Яндекс.Такси" подключены более 35 тыс. машин из 450 таксопарков и диспетчерских. "Яндекс.Такси" является основным драйвером выручки "Яндекса" от нерекламных доходов, признавали ранее в компании, не раскрывая точных цифр. По итогам 2015 года нерекламные доходы выросли в 2,5 раза до 1,6 млрд руб., и большую их часть приносит как раз агрегатор такси. "Сервис вырос более чем вдвое в Москве,— говорит Тигран Худавердян.— В Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, в Перми, в Сочи и в Самаре мы показали еще более внушительный рост".
Кроме "Яндекс.Такси", в столице Белоруссии уже работает конкурирующий с ним сервис Uber. По словам его представителя Евгении Шиповой, компания запустила свой сервис в Минске 5 ноября 2015 года: "Начали с Uber Black (повышенный уровень комфорта), 5 февраля 2016 года запустили Uber X ("стандарт")". Комиссия, которую взимает Uber с водителей, составляет 25%, говорит госпожа Шипова, не раскрывая количества машин, с которыми сотрудничает сервис.
Другой аналогичный "Яндекс.Такси" онлайн-сервис Gett помимо России работает еще в Великобритании, Израиле и Нью-Йорке и в Белоруссию пока не собирается, говорит его представитель Алена Балакирева.
Пассажиров "Яндекс.Такси" в Минске будут перевозить на Volkswagen Polo, Skoda Octavia, Skoda Rapid и Kia Rio, причем автомобили не должны быть старше пяти лет. Минимальная стоимость поездки — 40 тыс. белорусских рублей (по курсу ЦБ РФ на 25 февраля 1 белорусский рубль равен 0,0035 российского, то есть около 140 руб. по российским меркам), сюда включены первые 3 км дороги, далее — 5,9 тыс. руб. за 1 км. В Uber подача автомобиля стоит 27 тыс. руб., сервис взимает плату за время поездки — 600 руб. за каждую минуту, эти тарифы при расчете суммируются.
В любом бизнесе важна масштабируемость, отрадно, что "Яндекс" это хорошо понимает и выходит на новый для себя рынок, рассуждает аналитик Sberbank CIB Светлана Суханова. ""Яндекс.Такси" в Минске — абсолютно логичный и предсказуемый шаг, ведь Белоруссия схожа с Россией как по менталитету людей, так и по их привычкам, не говоря уже о языковой среде",— говорит госпожа Суханова. Действительно, Белоруссия — это практически домашний для "Яндекс.Такси" рынок, выход на который, впрочем, не принесет компании больших доходов и носит больше имиджевый характер, считает аналитик компании "Открытие Капитал" Александр Венгранович. По его мнению, сервис скорее будет обслуживать россиян, которые окажутся в Минске по рабочим вопросам. По данным МТС, работающей в Белоруссии, проникновение смартфонов по базе оператора на текущий момент составляет 41% при населении страны 9,5 млн человек.