Масштаб имеет значение
Воронежские власти готовы предоставлять земельные участки инвесторам без торгов
Вчера комитет по имущественным и земельным отношениям Воронежской облдумы одобрил проект регионального закона, позволяющего инвесторам без торгов получать землю для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также особо значимых инвестпроектов. Документ определяет критерии проектов, инициаторы которых могут претендовать на участки без конкурса. Некоторые парламентарии оценили проект как потенциально коррупциогенный. Принять его могут уже на сегодняшнем заседании думы.
Речь идет о проекте закона «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без проведения торгов». Необходимость в нем возникла после вступления в силу с 1 марта 2015 года изменений в Земельный кодекс РФ, дополняющих случаи возможного предоставления земли юрлицам в аренду без торгов. Конкретные же параметры проектов, которые могут претендовать на подобную льготу, определяются регионами.
Проект (есть в распоряжении „Ъ“) представляла первый замруководителя областного департамента имущественных и земельных отношений (ДИЗО) Ирина Горкина. По ее словам, отбирать проекты должна будет специальная комиссия, куда войдут «и аграрии, и представители сфер культуры и спорта» при кураторстве областного департамента экономического развития. Под категорию «социально-культурного назначения» попадают объекты культуры, физкультуры и спорта, образования, здравоохранения, соцзащиты и рекреации. Под «коммунально-бытовые» — индивидуальные и многоквартирные жилые дома, объекты инфраструктуры, размещения и обезвреживания отходов, временного размещения граждан, благоустройства территории и бесплатные гостевые парковки. Инвестпроекты должны реализовываться в сфере производства автомобилей и комплектующих, обращения с отходами, металло- и деревопереработки, производства стройматериалов и фармацевтической продукции, создания инфраструктуры переработки, хранения, поставки и продажи сельхозпродукции, развития индустриальных парков или развития сельского, лесного хозяйства и рыбоводства.
К таким проектам предъявляется ряд требований. Например, социально-культурные и коммунально-бытовые объекты должны «соответствовать приоритетам, определенным в стратегии и программах социально-экономического развития» региона. Участки под жилье могут предоставляться в случае последующей передачи части домов в собственность региона или муниципалитета по цене не выше среднерыночной (либо для последующей передачи в собственность или социальный наем гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций). А инвестпроекты должны отвечать двум критериям: создавать не менее 100 рабочих мест (не менее 50 для сельхозпроектов) и приносить не менее 10 млн руб. в год налогов в облбюджет. По словам госпожи Горкиной, закон не повлечет значительных расходов из казны (участки без торгов предоставляются на основе среднерыночной оценки, а сумма превышения на торгах «не более 20–25%»). «Подобные законы уже приняты в 50 регионах, но с разными критериями», — пояснила она.
Законопроект вызвал неоднозначную реакцию у депутатов. Член комитета, совладелец воронежской строительной компании «Инстеп» Анатолий Шмыгалев критически отнесся к проекту: «Такие законы подстроены под “хороших” губернаторов. А если придет “плохой”? Он сможет предоставить участок кому угодно. И как мы будем выбирать, кому дать участок, а кому нет, кто из строителей “хороший”, а кто не очень? Как мы будем определять, сколько социального жилья компания должна построить, а сколько может продавать на рынке? Земля должна предлагаться как минимум не одному инвестору и публично, желательно с объявлениями в газете. А при наличии нескольких участников это уже фактически конкурс». «Коррупционная составляющая в законе очень велика, — резюмировал депутат Николай Колосков. — Но совершенные критерии мы не выработаем, а надо с чего-то начинать — закон просто требует новых подзаконных актов».
Руководитель областного департамента экономразвития Анатолий Букреев заверил „Ъ“, что новым льготным режимом смогут воспользоваться «только те инвесторы, которые заходят в индустриальные парки». «Инвесторы, как и сейчас, будут представлять нам бизнес-план, в котором прописаны в том числе и налоговые отчисления. Если компания свои обязательства не выполняет, мы лишим ее льгот, можем поднять арендную ставку и так далее».
Гендиректор ОЭЗ «Липецк» Иван Кошелев полагает, что для привлечения инвесторов в индустриальные парки «нецелесообразно устанавливать минимальную сумму налоговых отчислений»: «Критерии нельзя превращать в абсолют, а при их несоблюдении лишать инвесторов льгот. К примеру, еще несколько лет назад производитель сельхозтехники John Deere заявил о желании построить у нас завод. Сегодня у компании есть сложности, но мы знаем, что когда она захочет прийти в Россию, то завод будет строить именно у нас. Надо быть более гибким, но это нарабатывается на практике».