«Идея сбивает с толку всех игроков рынка»
ФАС хочет создать аналог Uber для грузовых вагонов
В железнодорожной отрасли может быть создан совет рынка по инициативе ФАС. Это структура, которая будет представлять всех участников отрасли и регулировать ее работу, пишет газета «Коммерсантъ». Согласно одному из вариантов, система будет действовать как агрегатор, подавая грузоотправителю ближайший вагон любого собственника. Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов ответил на вопросы ведущей радио новостей Натальи Ждановой.
— Как считаете, насколько нужен подобный совет рынка?
— Не уверен, что это важная инициатива, мне кажется, что ФАС немножко Uber в голову ударил, поэтому здесь такая ситуация достаточно специфическая. Структура для всех вагонов, по сути, уже существует, называется ЦФТО РЖД, поэтому здесь я не уверен, что это очень актуально и очень срочно нужно.
— Структура, которую вы назвали, работает именно так, как нужно участникам этого рынка, или есть там какие-то недостатки?
— Нет, конечно, подразделение РЖД, которое занимается инвентаризацией и различными аспектами перевозочного процесса, но, естественно, оно не всем участникам мило, но оно действует по понятным, хотя порой запутанным правилам. Проблема в том, что все транспортные инициативы ФАС, все их транспортные разбирательства чаще всего оборачиваются пшиками, потому что в ФАС нет людей, квалифицированно понимающих транспорт, — ни железнодорожный, ни наземный, ни грузовой. Если в пассажирском транспорте они более или менее уже что-то научились делать, но и то очень вяло, то что касается грузового транспорта, перевозочных процессов, они очень слабы чисто технически, они не знают технологий и не понимают техники.
— То есть получается, что создать подобную систему просто невозможно: у ФАС не хватит на это ни знаний, ни сил, ни полномочий, или все-таки возможно такое?
— Теоретические возможно, теоретически, конечно, возможно любое количество игроков загнать в любую структуру, но, во-первых, у нас структур вокруг железнодорожного перевозочного рынка и так достаточно много на сегодняшний день, а во-вторых, нет подробностей, мы не очень понимаем, что значит, куда обезличить, как можно обезличить вагоны. Потому что до этого все инициативы обезличивания вагонов были с учетом передачи их в ведение РЖД, и от этого все плясали, и все были против этого. Сегодня предлагается передать эти вагоны в некую обезличенную структуру, ситуация еще более будет удивительна, потому что кто будет за что отвечать — это раз, и самое главное, что все равно более сильные подавят более слабых, а это опять же вызовет протесты тех сотен небольших игроков, которые, в общем, и так страдают больше всех на рынке.
— Кто за что будет отвечать? Можно ли сейчас об этом говорить или хотя бы предполагать?
— Вы поймите правильно, в РЖД только заканчивается период адаптации нового руководства, еще назначаются новые вице-президенты, еще не до конца сформулированы даже задачи на 2016 год. И тут подсовывается очередная идея, которая, в общем-то, глобальная. И она сбивает с толку всех игроков, и никто не понимает, куда бежать. Сейчас начнется проработка этой идеи с участием всех крупных игроков при РЖД, начнется хаос, потому что реально на сегодняшний день много других задач, которые надо решать в экономике железнодорожного транспорта, реальных задач: снижение ставок аренды, избыток подвижного состава, утилизация выбывающих из подвижного состава. То есть масса реальных вроде как мелких, но на самом деле очень серьезных проблем. Нам подсовывают очередную идею, на которую может уйти масса бюрократического времени, но выхлоп будет, я вас уверяю, нулевой. Массу таких идей уже видел.
— Хорошо, господин Безбородов, а если все-таки получится создать подобную структуру, подобный совет рынка, какие плюсы будут для участников этого рынка — подешевеют ли сами перевозки, будет ли какое-то удобство от этого?
— Нет, во-первых, они на сегодняшний день и так достаточно дешевые с точки зрения прошлых лет, если сравнивать хоть в долларах, хоть в рублях, на сегодняшний день мы находимся на дне по стоимости перевозок что в полувагонах, отчасти в цистернах и даже в контейнерах. Поэтому говорить о том, что еще подешевеют, я думаю, что операторы просто не выдержат ценового давления. Поэтому для чего создавать на сегодняшний день какую-то очередную структуру, я честно говорю, не понимаю, я перечитал материал в «Коммерсанте», я пообщался с коллегами, но не очень понятно. То есть можно только развести руками и спросить: «А что это было?».
--А для самих операторов какие-то плюсы будут? Ведь до этого, если структура была под руководством РЖД, наверное, и вагоны были прежде всего от РЖД?
— Нет, у нас нет вагонов у РЖД. Вагонные операции — абсолютно частные операции по всей системе РЖД. РЖД принадлежат рельсы, станции и оперативное управление движением. Но решение по отправлению или не отправлению вагонов, по их загрузке принимает исключительно оператор. У нас абсолютно частный рынок, абсолютно свободный в этом отношении.