Правозащитники заступились за общественный контроль
В Госдуме обсудили наблюдение за местами принудительного содержания
Правозащитники обсудили с депутатами доработку законопроекта, который может сузить возможности общественного контроля за местами принудительного содержания. В президентском Совете по правам человека предложили отказаться от запрета направлять в общественные наблюдательные комиссии (ОНК) представителей некоммерческих организаций—иностранных агентов и родственников осужденных. В последнем правозащитников поддержали и некоторые депутаты.
Законопроект Белого дома был внесен в декабре 2015 года и принят в первом чтении 19 января. В пятницу прошла рабочая группа по доработке его ко второму чтению. Так, правительство предложило, чтобы общение членов ОНК с заключенными, которых они посещают, «немедленно прерывалось» в случае обсуждения вопросов, «не относящихся к обеспечению прав» лиц, «находящихся в месте содержания под стражей, либо нарушения членами ОНК правил внутреннего распорядка». Судя по представленным в пятницу на заседании рабочей группы предложениями, в Общественной палате (ОП) и Совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ предложили записать, что работа членов ОНК может быть прекращена только, если она препятствует соблюдению распорядка дня. Но этот аргумент применяться не может «в случае проверки членами ОНК обстоятельств, свидетельствующих о наличии угрозы жизни, здоровью или безопасности лица, находящегося в местах принудительного содержания». Зампред думского комитета по безопасности Александр Хинштейн заявил, что также считает предложенную правительством норму избыточной: «Она фактически несет за собой невозможность ОНК реализовывать свои полномочия».
Предстоит найти и консенсус по вопросу посещения и проведения фото- и видеосъемки в местах, которые ФСИН считает режимными. Законопроект обязывает снимать лиц в местах принудительного содержания «с письменного согласия этих лиц в местах, определяемых администрацией», и в порядке, установленном ФСИН. Директор Института прав человека Валентин Гефтер заявил, что можно было бы использовать термин Европейского комитета по предупреждению пыток и при нарушении прав заключенных разрешить съемку там, «где содержались или могут содержаться осужденные». Но если «везде дать право снимать, то объект станет как на ладони», возразил глава правового управления ФСИН Леонид Климаков. При этом ФСИН явно не устроило бы расширение субъектов контроля. Уполномоченный по правам человека, судя по поправкам, предлагал доверить общественный контроль не только самому омбудсмену, региональным уполномоченным, но также их представителям, как и представителям СПЧ. «Позиция службы по поводу расширения субъектов (контроля.— “Ъ”) однозначная»,— сказал Леонид Климаков. Нужно, чтобы нынешние ОНК реализовывали полномочия, иначе «будет проходной двор»: «Мы не будем исполнять наказания, а будем встречать и провожать людей».
Правительство предлагало также изменить правила формирования ОНК. Однако СПЧ и ОНК Ленобласти не поддержали запрет НКО, выполняющим функции иностранного агента, выдвигать кандидатов в состав ОНК. Совместно с Общественной палатой они выступили также против нормы о том, что членами ОНК не могут быть близкие родственники осужденных. В таком случае «возникнет необходимость дополнения анкеты кандидата в члены ОНК графой, содержащей сведения обо всех близких родственниках кандидата и его персональных данных», отметили они, а срок рассмотрения материалов увеличится. ОП, в свою очередь, предложила запретить направлять в ОНК депутатов муниципального уровня. «Мы также считаем эту норму избыточной, поскольку подобного рода ограничения не установлены даже для самих сотрудников ФСИН, правоохранительных органов в целом»,— отметил Александр Хинштейн.
Аппарат уполномоченного предложил также сделать исключение при формировании ОНК Крыма и Севастополя. Региональные общественные объединения должны по закону как минимум пять лет иметь госрегистрацию, чтобы выдвигать людей в ОНК, отмечено в пояснении к поправкам, но в новых регионах организации «по объективным причинам не могут существовать пять лет», значит, они теряют право выдвижения. В связи с этим срок регистрации организаций, выдвигающих кандидатов в ОНК в новых регионах, предложено уменьшить до года.