«Бу Андерссону в команду было бы полезно взять еще какого-то финансиста»
Главу АвтоВАЗа могут сместить с должности
Президент АвтоВАЗа может уйти со своего поста. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к руководству автопроизводителя. По данным издания, на замене Бу Андерссона настаивают «Ростех» и владелец контрольного пакета акций завода Renault-Nissan. Основная претензия к главе АвтоВАЗа — плохие финансовые показатели компании по итогам года. Должность уже предлагали гендиректору КамАЗа Сергею Когогину, однако он не согласился, сообщает СМИ. Генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Оксаны Барыкиной.
— Скажите, возможны ли были вообще в текущих условиях рынка какие-то хорошие показатели?
— Вы знаете, за время работы Бу Андерссона в АвтоВАЗе было сделано достаточно много хорошего для того, чтобы компания более стабильно чувствовала себя в будущем: это и улучшение работы дилерской сети, и сокращение расходов. Хотя некоторые из этих решений были достаточно болезненными. В серийное производство были запущены новые модели, и на это было потрачено достаточно много денег, только в прошлом году более 25 млрд.
Что очень важно в стратегическом плане — это изменение восприятия и позиционирования концерна в сторону инновационной современной компании, которая производит качественный продукт и которая становится все более ориентированной на потребителя.
Очень большое изменение произошло в плане маркетинговой коммуникации, и здесь АвтоВАЗ кардинально поменял подход к работе, став более технологичной и дружелюбной, инновационной компанией.
Убыток, тем не менее, в прошлом году был действительно колоссальным, и я думаю, что основные претензии у акционеров к Бу Андерссону могут быть именно в пространстве финансового результата компании, поскольку по МФСО он превысил 73 млрд руб.
Здесь есть несколько факторов, ключевые, конечно, — это снижение объема российского автомобильного рынка, рост цен на комплектующие, соответственно, инвестиции, которые компания осуществляла в запуск новых моделей. Я думаю, что, несмотря на то, что проводилась достаточно большая работа, направленная на снижение расходов, видимо, этого не хватило. Но при этом я не думаю, что существует какая-то альтернативная формула, которая позволила бы компании закончить 2015 год с положительным финансовым результатом.
— Скажите, на вывод новых моделей на рынок зачастую тратится большая часть бюджета, эта мера оправдана в нынешних кризисных условиях?
— Вы знаете, автомобильная отрасль, она очень быстро развивается, и с каждым годом скорость внедрения новых технологий увеличивается. В общем-то, с одной стороны, действительно, можно сказать, зачем выводить новые модели в кризис, но, с другой стороны, именно в таких экономических ситуациях можно сделать вывод новых автомобилей с меньшими финансовыми затратами. Более того, это необходимая база для того, чтобы увеличить долю рынка, когда ситуация в экономике и на автомобильном рынке меняется. Поэтому, по моему мнению, конечно, это крайне своевременно, более того, это было бы здорово сделать несколько лет назад, но то, что сейчас компания уже предлагает на рынке более современные автомобили, это, конечно, очень хорошо, и чтобы через несколько лет автомобили компании были востребованы, это абсолютно необходимая мера.
— Как расцениваете его как специалиста?
— Вы знаете, у него достаточно длительная вообще история в российской автомобильной отрасли. Не секрет, что он кардинальным образом изменил работу ГАЗа некоторое время назад, и компания до сих пор пользуется определенными дивидендами, которые были заложены в период управления компанией Бу Андерссоном. Если посмотреть на работу АвтоВАЗа, то абсолютные плюсы в плане маркетинга, в плане обновления модельного ряда и продуктового предложения, в плане работы дилерской сети.
Может быть, ему в команду было бы полезно взять еще какого-то финансиста, который будет полностью сосредоточен на работе с оптимизацией расходов, но при этом будет адекватным образом общаться с акционерами, поскольку управление компанией такого уровня это не только эффективный менеджмент, это еще и много политики на уровне взаимоотношений между топ-менеджментом, советом директоров и акционерами.
— Что бы вы сказали о новой кандидатуре директора КамАЗа?
— Конечно, Сергей Когогин — очень опытный топ-менеджер, я думаю, что еще преждевременно давать кому-то характеристику как будущему руководителю АвтоВАЗа, поскольку официально пока что еще финальное решение не принято, и здесь могут быть разные комбинации, может быть, будет кто-то взамен Бу Андерссона, может быть, Бу Андерссону в команду дадут кого-то из топ-менеджеров, кто будет работать с ним в связке — тут могут быть разные решения. Но очевидно, что этот человек должен иметь длительный опыт работы в автомобильной отрасли и должен обладать большим пулом контактов в автомобильном бизнесе как в России, так и за ее пределами.