Правила игры
с указаниями сверху и их исполнением разбирает редактор отдела бизнеса Владимир Дзагуто
В прошлую пятницу премьер Дмитрий Медведев, будучи в Калининградской области, неожиданно пообещал эксклаву нечто вроде очередного пересмотра региональной энергостратегии. Слова "нечто вроде" использованы, поскольку понять по словам главы правительства, что конкретно он имел в виду, было непросто. Премьер дал указания "коллегам из разных структур, а также госкомпаний — это касается и "Газпрома", "Интер РАО" — подумать все-таки о существовании альтернативных возможностей по поставкам электроэнергии". Дальше Дмитрий Медведев признал, что возможности эти дорогостоящи и сложны технологически, а также связаны с доступом к "новым мощностям газопроводов".
В этом указании премьера странным было то, что сейчас, как казалось, пути ухода от рисков возможной энергоблокады Калининграда со стороны Литвы и Польши уже определены: на деньги "Роснефтегаза" здесь строятся ТЭС, а резервную подачу газа "Газпром" обеспечит за счет будущего терминала по приему сжиженного газа. Другие варианты — например, проект Балтийской АЭС или отвод от газопровода Nord Stream — давно отвергли как технологически и экономически невыгодные (впрочем, ТЭС и СПГ-терминал тоже никто не называл образцами эффективного хозяйствования).
Призыв главы правительства подумать об альтернативе мог бы означать, например, появление каких-то новых проблем с принятой схемой энергоснабжения Калининграда. Но губернатор региона Николай Цуканов в пятницу пояснял "Ъ", что принятый план работает и вопросов по нему нет. Впрочем, он добавил, что премьер поручил продолжать прорабатывать и возможность строительства АЭС, и отвод от Nord Stream.
Примерно в том же духе — "работаем по плану" — высказались вчера и в "Интер РАО" (участник СП по строительству новой генерации в эксклаве): представитель холдинга заявил, что ТЭС будут построены и введены в 2018-2019 годах. В "Газпроме" указание премьера не комментировали, но, по данным "Ъ", об отводе от Nord Stream даже не задумываются. В "Росатоме" же, инициировавшем стройку Балтийской АЭС еще в прошлом десятилетии, официально идею не закрыли, но в разговорах не на публику проект рабочим уже не называют.
В итоге можно считать, что указание премьера поставило рекорд по скорости исполнения. Было велено "подумать" над альтернативой — и, полагаю, госструктуры честно подумали, но явно не слишком увлекаясь процессом. В конце концов время нынче не то, чтобы изобретать новые дорогостоящие схемы в дополнение к уже принятым и тоже не самым дешевым. И призрак пересмотра стратегии энергоснабжения Калининградской области, который замаячил было за указанием Дмитрия Медведева, развеялся буквально на следующий день.