У А1 закончился день благодарения
Компания уступила ВЭБу долю в производителе индейки
А1 (инвестподразделение «Альфа-групп»), меньше месяца назад ставшая владельцем 40% в крупнейшем российском производителе мяса индейки «Евродон», продала свой пакет ВЭБу. Результатом сделки стал отказ А1 от претензий к основателю и основному собственнику «Евродона» Вадиму Ванееву, которого новый совладелец собирался исключить из числа учредителей агрохолдинга. В истории А1 это самый быстрый выход из бизнеса компаний, в капитале которых она участвовала.
А1 вечером в пятницу объявила о продаже структурам ВЭБа 40% в ростовском ООО «Евродон». Помимо этого, банк в рамках сделки получил от А1 доли в размере 49% в трех других ООО, входящих в ГК «Евродон»: производителе инкубационного яйца индейки «Урсдон», домостроительном предприятии «Ирдон» и изготовителе металлоконструкций «Металл-Дон». В пресс-службе ВЭБа факт сделки подтвердили. Совладельцем «Евродона» А1 стала лишь 2 февраля, приобретя зарегистрированную в Белизе Brimstone Investments Ltd, которой принадлежали указанные доли. До этого бенефициаром этого офшора был Фарит Газизуллин — бывший министр имущественных отношений России и член совета директоров «Газпрома».
Получив долю в «Евродоне» (крупнейший производитель мяса индейки в России с долей рынка около 25%), А1 сразу же перешла к активным действиям: 9 февраля от Brimstone Investments в Арбитражный суд Ростовской области было подано три иска к ООО и его гендиректору и владельцу 45% Вадиму Ванееву. В качестве третьего лица в двух исках указан худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, которому принадлежат 15% «Евродона». Истец потребовал признать недействительными два кредитных соглашения с компаниями господина Ванеева, где «Евродон» выступал поручителем. Первое соглашение связано с открытой ВЭБом кредитной линией на 17 млрд руб. «Евродон-Югу», второе — с кредитом почти на 7 млрд руб. Россельхозбанка производителю утки «Донстару». «Оба поручительства выданы... с многочисленными нарушениями корпоративных процедур одобрения таких сделок»,— говорили в А1. На основании указанных нарушений А1 подала третий иск с требованием исключить Вадима Ванеева из числа участников «Евродона». В «Евродоне» действия А1 характеризовали как попытку «разбалансировать бизнес».
Как следует из сообщения А1, именно от ВЭБа исходила инициатива о покупке 40% в «Евродоне», после чего с банком было проведено несколько раундов переговоров. Теперь же, когда сделка состоялась, в А1 говорят, что претензии к господину Ванееву урегулированы. Иски Brimstone к компании «Евродон» и лично к руководителю группы Вадиму Ванееву отозваны. Информация об этом опубликована 29 февраля на сайте Арбитражного суда Ростовской области. Саму сделку продавец объяснил выгодными условиями, но в чем они заключаются, не сообщил. «Мы рассматривали „Евродон“ как проект с долгосрочной перспективой, но, являясь инвестиционной компанией, при получении выгодных предложений в рамках того или иного проекта можем позволить себе выйти из состава акционеров в любой точке инвестиционного раунда. Что и было сделано в данном случае»,— заявили в пресс-службе А1. Представитель ВЭБа также не стал раскрывать условий сделки, сказав лишь, что она была денежной и близкой к рыночной оценке.
Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что А1 рассчитывала, что через суд ей удастся лишить господина Ванеева контроля над «Евродоном» и впоследствии перепродать компанию другому инвестору. По словам собеседника „Ъ“, А1 делала ставку на пассивное участие в этой истории ВЭБа и господина Гергиева, которого она надеялась привлечь на свою сторону. «Однако этого не случилось, и столь стремительная смена сценария может свидетельствовать о том, что в ситуацию вмешался кто-то очень влиятельный»,— предполагает источник.
Для А1, специализирующейся на инвестициях в компании, в которых возникают так называемые специальные ситуации, случай с «Евродоном» является уникальным в плане того, как быстро компания вышла из проекта. По словам близкого к «Альфа-групп» источника, до этого самым кратковременным вхождением А1 в бизнес другой компании была покупка доли в девелоперской компании «Грас», где случился конфликт акционеров. Долю в размере 33% А1 приобрела в сентябре 2012 года, а продала уже через четыре месяца: по данным газеты «Ведомости», доходность этой операции составила 100%.