Секреты полисов в шинелях
Правительству предлагают разобраться, кто за кого платит в системе ОМС
Правительство планирует наладить более точную связь между наличием у россиянина действующего полиса ОМС и объемом уплаченных за него страховых взносов. Соответствующий документ, разработанный Минздравом, был внесен на рассмотрение правительства на прошлой неделе. Первыми, для кого ведомство предлагает приостанавливать действие полиса из-за отсутствия платежей в систему ОМС, станут военные и полицейские. Последние, впрочем, настаивают на том, что их творческие и научные занятия и уплата с этих доходов социальных сборов дают им право на использование страховой медицины.
Правительство вернулось к дискуссии о соотношении уплаченных взносов и прав россиян в системе социального страхования. Соответствующий проект федерального закона, подготовленный Минздравом, был внесен на рассмотрение правительства на прошлой неделе, он есть в распоряжении "Ъ".
Напомним, согласно нынешнему законодательству отчисления в систему ОМС за своих работников платит работодатель в виде страховых взносов — 5,1% фонда оплаты труда. За неработающих платят региональные бюджеты исходя из установленных правительством тарифов — в среднем около 3,4 тыс. в год за человека. По законодательству к неработающим отнесены дети, пенсионеры, студенты, зарегистрированные безработные, граждане, занятые уходом за детьми до трех лет, инвалидами и пожилыми людьми. К той категории причислены не работающие по трудовому договору и не зарегистрированные в органах занятости — за исключением военнослужащих. В бюджете ФФОМС 2015 года (1,5 трлн руб.) взносы за неработающих составляли 40% (617 млрд руб.).
На фоне нарастающего дефицита региональных бюджетов в 2015 году депутаты Госдумы предложили лишить полиса ОМС работников, не оформивших трудовой договор, получающих зарплату в конвертах и, соответственно, не отчисляющих страховые взносы на медицину (подробнее см. "Ъ" от 8 мая 2015 года). В конце 2015 года поручение разобраться с таким взносами и представить предложения к марту этого года дала вице-премьер Ольга Голодец. Проект Минздрава выглядит как попытка начать внутриправительственную дискуссию на эту тему.
Как следует из текста законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам персонифицированного учета в сфере ОМС", Минздрав предлагает усовершенствовать учет застрахованных в части категорий работающий/неработающий и ужесточить контроль за уплатой страховых взносов. Для этого, по мнению Минздрава, нужно наладить взаимодействие между Пенсионным фондом и Фондом обязательного медицинского страхования на федеральном и региональных уровнях, а также правительством региона — ему фонды будут предоставлять информацию о тех, кто застрахован в системе ОМС, но не платит взносы. Также, как следует из документа, необходимо установить взаимодействие между ПФР и Федеральной налоговой службой (ФНС), чтобы выявить тех, кто уплатил налог на доходы физических лиц, но не уплатил взносы на ОМС. Ряд положений проекта, находящихся во второй половине законопроекта, выглядят и как мягкая попытка Минздрава "застолбить" за фондом ОМС (а заодно ПФР и ФСС) права администрирования страховых взносов.
Дискуссия о том, кто должен администрировать взносы — фонды или ФНС, не завершена.
В первой же части документ предлагает ввести норму, "прекращающую обязательное медицинское страхование в отношении определенной категории застрахованных лиц и обеспечивающую признание полиса ОМС недействительным". В первую очередь действие полиса, по мнению ведомства, необходимо на время службы прекратить для военных, сотрудников органов внутренних дел, таможни, МЧС, ФСКН и ФСИН, так как "они не входят в категорию граждан, подлежащих обязательному медицинскому страхованию, не могут являться застрахованными лицами" и не подлежат учету в системе. В месячный срок с начала работы в этих структурах их сотрудники будут обязаны сдать ставший недействительным полис своей страховой организации или местному фонду ОМС. Контролировать сдачу полисов должны будут работодатели этих граждан.
Как отмечается в пояснительной записке к документу, данные поправки позволят создать у регионов механизм недопущения страхования граждан, не подлежащих ОМС, и повысить качество планирования бюджета ФФОМС.
Минобороны, как следует из письма от 26 января (есть у "Ъ"), законопроект не согласовало. По мнению ведомства, закон и так прямо гласит, что военнослужащие не являются клиентами системы ОМС: нельзя "прекратить" то, чего и так нет. Также, указывает Минобороны, контроль за сдачей полисов ОМС станет "несвойственной для ведомства задачей". Наконец, военнослужащие сейчас даже не обязаны брать полис с собой в числе документов по прибытии к месту службы. Отзыв МВД мягче: ведомство в целом поддерживает проект, но просит сделать исключение для сотрудников, которым разрешено заниматься "научной, творческой и педагогической деятельностью". Ведь их доходы от этой деятельности, ссылается ведомство на налоговый кодекс, не освобождены от уплаты страховых взносов.
Как сообщили "Ъ" в пресс-службе ПФР, в 2014 году у 65,1 млн россиян на личных счетах зафиксированы данные о страховых взносах, за 67,1 млн человек, по данным ФНС, уплачен НДФЛ. "Разницу в 2 млн человек преимущественно и составляют военные и сотрудники других силовых структур, за которых пенсионные взносы не платятся по закону",— заявили в ПФР. Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС — идентификатор застрахованного в ПФР) есть почти у 149 млн человек. "По этим данным можно сделать вывод о том, что около 10-13 млн человек, исходя из объема трудоспособного населения (76 млн человек), не уплачивают ни НДФЛ, ни страховые взносы. Часть из них, возможно, имеют трудовые доходы в сером секторе и должны были бы так или иначе уплачивать в ОМС страховые взносы",— говорит замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. По словам Николая Авксентьева, эксперта Научно-исследовательского финансового института Минфина, взносы за неработающих в бюджетах регионов составляют от 1,3% (Москва) до 10% (Алтайский край). "При этом маловероятно, что они действительно уплачивали взносы за военных в полном объеме, такая информация должна поступать в регионы оперативно",— говорит он.
Дело, судя по всему, не столько в военных и полицейских, которые обеспечены ведомственными медучреждениями (госпитали не лишены при этом права работать в системах ОМС и по ДМС). Среди неплательщиков в системе ОМС — сотни тысяч граждан, проживающих за пределами РФ, но эпизодически приезжающих в страну, и миллионы неработающих домохозяек с детьми старше трех лет, которые не имеют ни возможности зарегистрироваться в таком качестве, ни уплачивать за себя взносы ОМС самостоятельно. Наконец, число рантье, имеющих доход, облагаемый лишь НДФЛ, но не социальными взносами, также не является нулевым. Рано или поздно, впрочем, дискуссия о том, кто и за что платит в здравоохранении, неизбежна — под термином "бесплатная медицина" всегда скрывается система, в которой часть населения оплачивает расходы другой.