ФАС и Минэкономики спорят о рисках
на торгах для типовых госстроек
Минэкономики и ФАС разошлись в подходах к электронным аукционам на типовые объекты строительного госзаказа. В министерстве настаивают на том, что для типовых проектов нужно сохранить конкурсные процедуры, не допускающие демпинга, а в ФАС — на том, что электронные торги обеспечивают большую прозрачность такому госзаказу. В результате проект перечня аукционных закупок от Минэкономики с разногласиями направлен премьер-министру Дмитрию Медведеву, а проект ФАС вчера повторно опубликован для обсуждения после блокировки министерствами при первой публикации.
Как стало известно "Ъ", спор ФАС и Минэкономики о применении обязательных электронных аукционов в рамках госзаказа поднялся на уровень главы правительства. 29 января глава Минэкономики Алексей Улюкаев отправил премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо о том, что ведомству не удалось согласовать с ФАС новую редакцию перечня закупок, которые можно будет осуществлять только путем электронных аукционов. ФАС же вчера опубликовала на regulation.gov.ru свои поправки к действующей редакции перечня — притом что месяцем ранее они уже были заблокированы Минэкономики и Минстроем.
Спор идет, в частности, о госзаказе на строительство по типовой документации — социальном жилье, школах и детских садах. ФАС настаивает на том, чтобы передавать на электронные аукционы госконтракты, строительная документация на которые прошла экспертизы и "используется повторно", мотивируя это прозрачностью процедуры. Минэкономики же предлагает применять к ним более широкий спектр процедур и оценивать исполнителей не только по цене — это, в частности, позволяет нажимать на подрядчиков, снижая цену строительства, завышенную в типовой документации,— или, наоборот, избегать откровенно демпингующих подрядчиков.
Одновременно Минэкономики предлагает полностью заменить действующее распоряжение правительства со списком услуг, которые надо закупать на электронных аукционах (2019-р). Это необходимо из-за отмены общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) с 1 января 2017 года — новая версия списка актуализирована под ОКПД-2. Источник "Ъ" в Минэкономики пояснил, что в связи с изменением классификатора названия видов продукции изменились более чем на 50%. ФАС, в свою очередь, не согласовала документ Минэкономики, ссылаясь на возможность заказчика применять на конкурсах "субъективный, неадминистрируемый, произвольно определяемый критерий" с весом в 40%, что повышает коррупционные риски и неэффективное расходование средств.
По данным Минэкономики, на строительный госзаказ только в 2015 году было потрачено 2 трлн руб., 39% от объема госзакупок (существенную часть из них составляют нетиповые проекты, в частности, заказ на 228,3 млрд руб. на мост через Керченский пролив). ФАС, в свою очередь, оценивает обсуждаемые контракты в 2015 году в 1,1 трлн руб.
По мнению куратора рабочей группы по закупкам экспертного совета при правительстве Георгия Сухадольского, регулирование электронных аукционов "направлено на минимизацию цены контракта и не учитывает расходов на риски срыва контрактов и их социальные последствия". Против предложения ФАС выступили Минстрой и крупнейшие заказчики, включая правительства Москвы и Московской области. ФАС, по словам собеседника "Ъ" в Минэкономики, фактически реанимирует раскритикованный профессионалами прежний закон о госзакупках 94-ФЗ, отмена которого привела к потерям доходов электронных площадок. В Минэкономики считают, что сначала надо перейти к полностью электронным процедурам госзакупок, а затем их совершенствовать,— предложение же ФАС лишь приведет к перераспределению коррупционных рисков из звена заказчиков конкурсов в сферу операторов электронных аукционов. В первую очередь это выгодно крупным электронным площадкам (ЭП), которые будут зарабатывать за счет замораживания обеспечительных средств участников аукционов, говорит он. По данным участников рынка, фактически речь идет о трехнедельных депозитах, которые будут размещаться на счетах ЭП: это 10-20% многомиллиардной стоимости строительных контрактов.