Судостроение ушло в глухую оборону
В 2015 году военных кораблей построили больше, чем гражданских
Российское судостроение все более ориентировано на гособоронзаказ. Впервые за долгое время по итогам 2015 года количество построенных на отечественных верфях военных кораблей превысило количество гражданских заказов. В стоимостном выражении военные заказы опережают гражданские уже три года. По мнению участников рынка и экспертов, в ближайшие годы доля военного кораблестроения продолжит расти: например, в 2016 году планируется сдать около 90 военных кораблей против порядка 80 гражданских судов.
По итогам 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, сданных отечественными верфями, упало по сравнению с 2014 годом на 23%, до 182 штук, следует из рейтинга агентства "Infoline-Аналитика" Infoline Shipbuilding Russia Top (есть у "Ъ"). Общий тоннаж построенных в России судов по итогам года сократился на 54% и составил около 200 тыс. тонн против порядка 440 тыс. тонн в 2014 году. При этом по тоннажу относительно уровня 2014 года упало как гражданское, так и военное кораблестроение — на 63% и 16% соответственно. В денежном выражении рынок упал на 22,5%, до 125,4 млрд руб. Негативную динамику рынок показывал весь год, и уже по итогам января--сентября было очевидно, что показатели и по количеству сданных судов, и по их стоимости будут ниже, чем годом ранее (см. "Ъ" от 19 октября 2015 года).
В прошлом году впервые за последние шесть лет количество сданных военных кораблей оказалось больше, чем гражданских. Военное кораблестроение в РФ уже с 2013 года опережает гражданское в стоимостном выражении (см. график на стр. 13) за счет технологической сложности кораблей и масштабного гособоронзаказа (ГОЗ), но гражданских заказов традиционно выполнялось больше, поскольку часто это серийные или простые в строительстве суда. По итогам 2015 года военные получили 99 кораблей, тогда как за этот же период судостроители сдали 83 гражданских судна. В стоимостном выражении военное кораблестроение в 2015 году обеспечило 82% заказов российских верфей (102,6 млрд руб.), а объем гражданских заказов в денежном выражении упал в 2,5 раза, до 22,8 млрд руб. В исследовании агентства "Infoline-Аналитика" отмечается, что с учетом производственной программы крупнейших российских верфей в 2016 году доля военного кораблестроения только продолжит расти — "на долю ГОЗ приходится порядка 45% от общего тоннажа судов, запланированных к сдаче в 2016 году". В прошлом году на военные корабли пришлось 35% от совокупного тоннажа всей продукции. С этим согласны источники "Ъ" среди судостроителей, которые отмечают, что "перекос в сторону военного кораблестроения, очевидно, будет сохраняться в ближайшие годы не только на фоне большого ГОЗа, но и из-за макроэкономической ситуации в стране".
По данным агентства "Infoline-Аналитика", в прошлом году лидером по тоннажу сданных судов стал Выборгский судостроительный завод государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). В 2014 году верфь не сдала ни одного судна, а в 2015 году — сразу два ледокола мощностью 16 МВт (ЛК-16) "Владивосток" и "Мурманск", которые строились совместно с верфью Arctech Helsinki Shipyard, также принадлежащей ОСК. На втором месте — также подконтрольное ОСК "Красное Сормово", которое в прошлом году сдавало танкеры проекта RST 27. На третье место поднялась "Окская судоверфь" (входит в UCLH Владимир Лисина), которая сдала три серийных танкера проекта RST 54 класса "Волга-Дон". Зеленодольский завод имени Горького поднялся с 26-го места в рейтинге в 2014 году сразу на пятое место благодаря сдаче двух малых ракетных кораблей проекта 21631 и плавдока.
При этом северодвинский "Севмаш", входивший в пятерку крупнейших судостроительных предприятий по совокупной стоимости сданных судов в 2013-2014 годах, по итогам 2015 года не завершил ни одного проекта: на "Севмаше" еще строятся четыре подводные лодки проекта 885М "Ясень-М", четыре подлодки проекта 955А "Борей" и подлодка К-139 "Белгород", их плановые сроки сдачи начинаются с 2017 года.
По подсчетам главы агентства "Infoline-Аналитика" Михаила Бурмистрова, в 2016 году планируется сдать порядка 90 военных кораблей и более 80 гражданских судов. В денежном выражении стоимость сданных заказчику военных кораблей вырастет более чем на 40% за счет того, что "Северная верфь", "Янтарь" и Амурский судостроительный завод должны завершить работу над несколькими заказами. Стоимость сданных заказчику гражданских судов в 2016 году может вырасти почти в два раза, если ЛУКОЙЛу будут переданы платформы для месторождения имени Филановского, считает эксперт.