«Качество продуктов стало стремительно падать после запрета на западный импорт»
Доля фальсификата в российской молочной продукции в минувшем году достигала половины. Об этом сообщил глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. Однако, по его словам, настолько масштабные нарушения наблюдались лишь в некоторых категориях. В целом же по стране количество фальсификата составило 11%. Журналист Дмитрий Губин считает, что к такой ситуации привело продолжающееся продовольственное эмбарго.
Моя знакомая из русских полуэмигрантов последней волны — ну, из тех, кто сначала купил в Европе недвижимость, а потом переехал, — не была в России два года. А тут приехала, вручила при встрече ценный кусок пармезана, и долго язвила по поводу выбора и цен в наших супермаркетах. У нее в памяти лосось все еще по 350 рублей кило, а сыр за 600 запечатлен как мотовство и роскошь. Но самое главное, сказала она, большая любительница вкусной и полезной еды, — вся магазинная еда стала дико невкусной. Все эти сметанные продукты, сырные продукты, сосисочные продукты, пельменные, все эти эрзацы. И даже в дорогих магазинах невкусно, только дорого.
Я со скепсисом отношусь к оценкам эмигрантов. Они невольно оправдывают свой отъезд, даже когда этого не сознают. Но тут пришлось соглашаться. Купленный накануне в «Азбуке вкуса» за большие деньги кусок тунисского бри оказался невнятной биомассой. Хотя, возможно, и молочного происхождения.
Качество продуктов в магазинах стало стремительно падать два года назад, после запрета на западный импорт. Вот тогда сыроделы и разделились на две ветви. Крохотная веточка стала экспериментировать на маленьких сыроварнях, хватаясь за голову при виде того, что получается из молока коровы, которую неправильно кормили. А большая ветвь научилась лепить сыр из любого молока и дешевого пальмового масла. Признание главы Россельхознадзора — просто отражение новой реальности.
Но об этом я говорю вовсе не для того, чтобы повторить и так известное всем — от сыроедов со стажем до студентов-хипстеров, которые, если вы обратили внимание, теперь берут в магазинах не йогурты, а детское овощное пюре, с рецептурой которого, считается, пока все в порядке.
Меня волнует другое. Почему-то считается, что качество можно повысить, если усилить контроль или повысить пошлины на пальмовое масло. Боюсь, что это ничего не даст, кроме роста благосостояния контролеров. Потому что причина нынешнего положения не в том, что контролеров не хватает или что пошлины низки, а в том, что больше нет ни конкуренции с Западом, ни возможности внедрять западные технологии.
И пока эмбарго не будет снято, у нас в магазинах будет то, что есть, а есть будет невкусно. И не говорите только, что отменить эмбарго невозможно. По Сирии как-то договорились. А здесь и договариваться не надо: Россия запрещала импорт в одностороннем порядке, повторяя мантру, что это укрепит отечественного производителя.
Не укрепило, а многих и развратило, превратив в халтурщиков. Разврат пора прекращать. И, кстати, пармезан у меня заканчивается.