Бэтмен уже не тот

Сумеют ли два супергероя вместе заработать больше, чем поодиночке

В рамках акции "два супергероя по цене одного" на российских экранах начинается прокат фильма Зака Снайдера "Бэтмен против Супермена: На заре справедливости". Для компании DC Comics это первая попытка объединить в одной постановке несколько обитателей своей вселенной — их главные конкуренты, Marvel, уже неоднократно это осуществляли.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

Помимо того что в полнометражной картине встречаются самые узнаваемые персонажи DC-мира, здесь впервые появляются Чудо-Женщина, Аквамен, Флэш и Киборг. Эти супергерои хорошо известны фанатам, но еще не получили должной раскрутки в мировом масштабе.

Проект пошел в работу в 2013-м, сразу после выхода "Человека из стали", который успешно перезагрузил франшизу о Супермене. При этом режиссер Зак Снайдер — человек, имеющий у многих любителей кинокомиксов репутацию пророка и визионера,— пожелал, чтобы роль Бэтмена исполнил Бен Аффлек. Он всячески подчеркивал, что Аффлек с самого начала рассматривался как приоритетный вариант, хотя, конечно, список кандидатов был довольно длинным — от Джоша Бролина и Арми Хаммера до Идриса Эльбы и Маттиаса Шорнатса. Выбор породил мощный всплеск интернет-активности, смысл которой сводился к высказыванию "Аффлек — Бэтмен? НЕЕЕЕЕЕТ!!!" Собственно, и сам актер поначалу не хотел этой роли, но Снайдер рассказал ему, во что должен превратиться Бэтмен после очередной перезагрузки, и Аффлек не устоял. Тем интереснее, что, согласно инсайдерской информации, руководство Warner Bros.— люди бывалые, после скрининга черновой версии устроили создателям стоячую овацию и чуть ли не в тот же день подписали с Аффлеком контракт еще на два отдельных фильма про Бэтмена.

Постановка потребовала внушительных инвестиций — $250 млн, и ходили слухи, что официально бюджет сильно занижен, а на самом деле потрачено $410 млн. Если слух окажется правдой, "Бэтмена против Супермена" можно будет записать в самые дорогостоящие фильмы современности. Но если иметь в виду заявленную студией сумму, то даже по самым скромным и консервативным прогнозам аналитиков картина отобьет стоимость производства уже через две недели одного только домашнего проката.

Вдогонку DC Comics вовсю готовит "Мстителей" — фильм "Лига Справедливости, часть первая". Никто не удивился, когда режиссером и в этот амбициозный кроссовер-проект Warner Bros. позвали Зака Снайдера: если уж он придумал, как из Аффлека сделать достойного Бэтмена, то и с задачей сложить из других супергероев прибыльный пазл должен справиться. Вера боссов киностудии в Снайдера настолько велика, что с ним уже подписан договор о сиквеле "Лиги Справедливости", который должен быть готов к 2019 году. Плюс Зака позвали в продюсеры всех кинокомиксов компании, которые будут сниматься в ближайшие три года.

Между тем в личном рейтинге самых кассовых работ у Снайдера только одна безукоризненно крупнобюджетная и при этом хорошо собравшая постановка — "Человек из стали" 2013 года, она возглавляет топ-5. Перезапуск Кларка "Супермена" Кента обошелся в солидные $225 млн, изрядная часть которых ушла на цифровые эффекты — тут трудились сразу три профильные студии. Собрал же фильм $668 млн, что дает бодрый коэффициент кассового успеха (ККУ) 2,97. Вдобавок Генри Кэвилл, исполнитель главной роли, отхватил премию за "лучшего героя" на MTV Movie Awards.

Следом за новыми приключениями Супермена в личном рейтинге режиссера идет "300 спартанцев", экранизация комикса Фрэнка Миллера. Критики были от нее не в восторге, хотя отметили качество визуальной составляющей. От зрителей же ни в США, ни в остальном мире отбоя не было, а в интернете фильм вообще растащили на цитаты, текстовые и графические. В итоге картина, на изготовление которой потратили $65 млн, принесла $456,1 млн, показав лучший в пятерке ККУ — 7,01. Разумеется, с такими цифрами решили делать сиквел — его в 2014 году поставил Ноам Мурро. Жгучей сетевой славы фильм не снискал, хотя свои $337,6 млн заработал.

Разрыв между вторым и третьим местом составляет почти $271 млн. "Хранители" 2009 года (снова экранизация комикса, на этот раз — Алана Мура и Дэйва Гиббонса) собрали $185,3 млн — приходится говорить "всего", поскольку расходы на их создание составили $130 млн, так что ККУ провальный — 1,43. Не слишком хорошие финансовые показатели связаны с тем, что в прокат картина вышла сильно урезанной и некоторые сюжетные линии превратились в слабо различимый пунктир. Зато у так называемого Ultimate Cut длиной в 215 минут не очень большая, но очень преданная армия поклонников и неслабый список положительных рецензий.

Четвертое место в данный момент держит полнометражный мультфильм "Легенды ночных стражей" 2010 года, совместный продукт американских и австралийских киностудий. Первый опыт Снайдера в анимации оставил критиков и зрителей равнодушными примерно в равной степени. Первые нарецензировали на 50-процентный рейтинг на Rotten Tomatoes, превознося цифровую анимацию и ругая сюжет, вторые помогли постановке за $80 млн собрать $140,1 млн, что дает ККУ 1,75 — чуть-чуть не хватило до того, чтобы вместе с производством отбить и промокампанию.

Замыкает рейтинг режиссерский дебют Снайдера — "Рассвет мертвецов" 2004 года. Вольный ремейк одноименного классического зомби-апокалипсиса Джорджа Ромеро получился недорогим — всего $26 млн и неплохо заработал — $102,4 млн в кассе (ККУ — 3,93). А также заслужил пару добрых слов от автора оригинального фильма: Ромеро сообщил, что все получилось "лучше, чем он ожидал", а первые 20 минут и вовсе назвал потрясающими.

Вся лента