Нефтяники готовы оставить все как есть
Владимир Путин заморозил добычу нефти
Президент РФ Владимир Путин, не дожидаясь итогов совещания с российскими нефтяниками, анонсировал согласие участников отрасли на заморозку добычи нефти на уровне января. Формальное согласие российских добывающих компаний на стабилизацию уровня добычи требовалось для переговоров Минэнерго РФ с ведущими нефтяными державами: Россия и страны ОПЕК намерены заморозить поставки на рынок для удержания нефтяных цен от падения.
Президент Владимир Путин в четверг еще перед совещанием с руководителями нефтекомпаний объявил, что нефтяники согласились на заморозку добычи на уровне января. «Как министр энергетики доложил, все вы с этим предложением согласны, у некоторых есть даже более радикальные предложения. Но с этим точно все согласны»,— отметил глава государства. По данным ЦДУ ТЭК, добыча нефти и газового конденсата в январе составила 46 млн тонн. Но снижать добычу российские компании не станут. «Наши российские компании не предлагают радикальных предложений, если вы имеете в виду сокращение добычи. Тем более что это невозможно в наших геологических условиях»,— пояснил глава Минэнерго Александр Новак.
Россия и страны ОПЕК в настоящее время ведут переговоры о стабилизации уровня добычи на нефтяном рынке. Обеспокоенность стран—экспортеров нефти и РФ вызывает обвал нефтяных цен, который упали в начале года до $30 за баррель. Переговоры о заморозке Россия, Саудовская Аравия, Венесуэла и Катар начали в феврале в Катаре, с российской стороны в них принимал участие господин Новак. Тогда по итогам встречи он заявил, что страны готовы «сохранить в среднем в 2016 году объемы добычи нефти на уровне января и не превышать его». При этом господин Новак оговорился, что «решение будет принято, если другие производители присоединятся к этой инициативе». Речь в данном случае шла о производителях, входящих в ОПЕК, пояснял “Ъ” источник, знакомый с ситуацией. По словам президента РФ, Александр Новак уже «практически договорился со своими партнерами на мировом рынке».
По данным аналитиков из JBC, ОПЕК сократила добычу нефти в феврале на 270 тыс. баррелей в сутки, до 32,265 млн баррелей. Против снижения добычи выступает Иран, который уже в марте планирует нарастить добычу на 400 тыс. баррелей в сутки, и идея заморозить добычу на уровне января его никак не устраивает. Как отметил господин Новак, даже без усилий Ирана меры по заморозке добычи будут эффективными. «По Ирану тема еще в стадии консультаций, переговоров, обсуждений»,— говорил в конце февраля глава российского Минэнерго.
Старший аналитик группы компаний Forex Club Валерий Полховский: «Сейчас самое главное — это то, что мы видим $30 за баррель, и это существенно низкая цена. При такой цене, может быть, нефтяники еще могут чувствовать себя более или менее, потому что для них и НДПИ отменяется, и вывозная таможенная пошлина при достижении цены от $25 за баррель. Но для правительства это, конечно же, очень некомфортно. И сейчас существует реальная возможность для того, чтобы как-то способствовать росту цен на мировом рынке, потому что все-таки была встреча между Россией и Саудовской Аравией, и договорились о том, что не будут сокращать добычу».
Замначальника управления анализа рынка акций инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танурков: «Никто особо и не ожидал каких-то высоких темпов роста добычи от России на текущий год и далее, потому что все-таки себестоимость существенно выше, чем в том же Ираке или Саудовской Аравии. Общий консенсус прогнозов был, что добыча будет скорее стагнировать, поэтому решение о заморозке как раз России достаточно легко дается».
Программа «Pro и Contra» на “Ъ FM” — читайте подробнееКак рынки подкрепились нефтью
В пятницу, 29 февраля цены на европейские сорта нефти обновили двухмесячный максимум, поднявшись до $34,3-35,9 за баррель. Игроков на повышение мотивируют ожидания заморозки добычи, а также новых стимулирующих мер по поддержанию мировой экономики. В выигрыше оказались рублевые активы: курс доллара опустился до 75,5 руб./$, российские фондовые индексы выросли на 0,7-1,6%. Но говорить о смене долгосрочного понижательного тренда на нефтяном рынке пока рано.Читайте подробнее