Москва поделила сирот на своих и чужих
Опека над иногородними не поощряется
Правозащитники и депутаты Госдумы просят Генпрокуратуру РФ проверить случаи отказа столичными властями в выплате пособий москвичам, взявшим под опеку детей из других регионов. Согласно постановлению правительства Москвы, выплаты (в среднем 16 тыс. руб. в месяц) предусмотрены только на детей, которые "имеют место жительство в городе Москве".
"Мы получили несколько заявлений от москвичей, что органы опеки фактически препятствуют переходу детей из других регионов в семьи опекунов",— рассказал "Ъ" член Общественной палаты РФ Георгий Федоров, инициировавший обращение в Генпрокуратуру. В частности, он привел в пример москвичку Марию, которая в декабре 2015 года взяла ребенка из детдома в Кемеровской области. Чиновники в выплате пособий на содержание подопечного отказали, ссылаясь на то, что местом жительством ребенка следует считать региональный детский дом, а не Москву.
Общественная палата направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить постановление правительства Москвы, принятое в конце прошлого года, на которое ссылаются чиновники. Вчера к обращению присоединился депутат Госдумы Александр Агеев, в депутатском запросе которого отмечается, что "постановление косвенно запрещает москвичам брать в приемные семьи детей из других российских регионов".
Опекун является "законным представителем подопечного", его права и обязанности не приравниваются к обязанностям родителей, как в случае усыновления. Пособия на содержание приемного ребенка выплачиваются местными властями согласно договору о приемной семье, который заключают органы опеки и представители ребенка, "исходя из интересов подопечного". В конце прошлого года власти Москвы сообщили об увеличении пособий на содержание детей-сирот на 10%. В 2016 году выплата семье опекунов на содержание ребенка до 12 лет составляет 16,5 тыс. руб., выплата на детей от 12 до 18 лет — 22 тыс., семьям же, воспитывающим детей-инвалидов, полагается 27,5 тыс. руб. В Кемеровской области пособие на ребенка под опекунством составляет от 5 до 7 тыс. руб.
По данным Минобрнауки РФ, всего в 2015 году на воспитание в замещающие семьи было передано более 42 тыс. детей, под предварительную опеку — почти 19 тыс. детей. В конце 2015 года в Москве насчитывалось более 18 тыс. детей-сирот, которые воспитываются в семьях.
В столице создание приемных семей регулирует постановление мэрии от 29 марта 2011 года N93, которое в декабре 2015 года подверглось корректировке. Ранее документ устанавливал, что "получателями ежемесячного вознаграждения являются лица, постоянно проживающие на территории города Москвы". В новой версии "получателями ежемесячного вознаграждения ... являются лица из числа приемных родителей, патронатных воспитателей, имеющие место жительства в городе Москва, принявшие в приемную семью ... ребенка, имеющего место жительства в городе Москве". То есть для получения выплат московская регистрация должна быть и у взрослых, и у ребенка.
По информации правозащитников, именно эти изменения, вступившие в силу 1 января 2016 года, привели к конфликтным ситуациям. "В случаях, если ребенок-сирота и (или) опекун не имеют места жительства в Москве, органы опеки и попечительства не вправе заключать договор о приемной семье",— подтвердили "Ъ" в департаменте труда и соцзащиты населения Москвы.
Гражданский кодекс РФ устанавливает, что местом жительства ребенка (до 14 лет) является место жительства его родителей, а также опекунов. "Если ребенок старше 14 лет, все равно его постоянное место жительства — никак не детский дом, а, конечно, семья попечителя",— уверен адвокат, специалист по семейному и ювенальному праву, руководитель "Команды адвоката Жарова" Антон Жаров.
В мэрии Москвы в ответ ссылаются на закон "О праве граждан на свободу передвижения", "согласно которому место жительства — любое жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован по месту жительства". Чиновники имеют в виду, что в данном случае детдом и служит таким жилищем.
В том же законе, отмечает адвокат Жаров, говорится, что "наличие или отсутствие регистрации не влияет на права и обязанности гражданина": "Так что вопрос выплат подопечному, урегулированный в Семейном кодексе, по сути, ограничен постановлением правительства субъекта федерации, что за пределами его полномочий".