Пароходство попало под кирпич

Вадим Гатауллин потребовал банкротства госкомпании

Предприниматель Вадим Гатауллин, основной владелец группы «Башкирский кирпич», направил в арбитражный суд республики иск о признании банкротом Башкирского речного пароходства (контролируется республикой). Он требует выплаты убытка, нанесенного в 2013 году ему как миноритарию в результате выкупа государством акций пароходства и аффилированного АО «Грузопассажирские перевозки» по цене, ниже рыночной. В пароходстве обещают погасить долг. По мнению экспертов, если иски кредиторов, а на сегодняшний день известно примерно о 40 млн руб. долга, примут лавинообразный характер, они могут спровоцировать продажу активов госкомпании и окончательно снизят шансы на приватизацию госпакета предприятия по привлекательной цене.

Вадим Гатауллин подал на банкротство пароходства, желая получить старый долг

Фото: Дмитрий Колпаков, Коммерсантъ

Владелец группы компаний «Башкирский кирпич» и девелоперского ООО «Стройфедерация» Вадим Гатауллин потребовал в арбитражном суде республики банкротства ОАО «Башкирское речное пароходство» (БРП). До 2013 года предприниматель владел миноритарными пакетами (примерно по 2,5% акций) пароходства и аффилированного с ним АО «Грузопассажирские перевозки». В 2014 году, после того как оба предприятия были объединены решением правительства Башкирии, господин Гатауллин отсудил у пароходства 4,5 млн руб. разницы между ценой, по которой у него выкупались акции, и их рыночной стоимостью. В 2015 году он взыскал с пароходства проценты за просрочку платежа в размере 71,4 тыс. руб., так как решение о выплате долга не было исполнено, отмечается в материалах суда. Заявление о банкротстве госпредприятия Вадим Гатауллин направил в суд 25 февраля, его рассмотрение пока не назначено.

В пресс-службе «Башкирского кирпича» „Ъ“ пояснили, что целью иска является добиться погашения задолженности.

• Кредиторская задолженность БРП на начало 2015 года составляла, по данным kartoteka.ru, 54,4 млн руб. при выручке в 2014 году в размере 222,6 млн руб. и 118 тыс. руб. чистой прибыли. В банке исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов упоминаются 20 исполнительных производств в отношении пароходства на сумму 39,9 млн руб. Основным владельцем БРП является минземимущество Башкирии (владеет 83,56% акций). В декабре прошлого года пакет выставлялся на продажу за 450 млн руб., но заявок на участие в аукционе не поступило. Пароходство оказывает услуги грузовых и пассажирских перевозок на воде, ремонта судов, поставки ПГС. Объединяет ООО «Речной порт „Уфа“», «Речной порт „Бирск“», «Узел связи», «Судоремонтно-судостроительный завод». Одним из наиболее привлекательных активов предприятия считаются земельные участки в Затоне, пригодные под коммерческую застройку.

Генеральный директор компании Азат Сайфутдинов заявил „Ъ“, что предприятие намерено погасить задолженность перед кредитором. Причиной, по которой долг не был оплачен раньше, он назвал финансовое состояние предприятия, но вдаваться в подробности не стал.

По данным бывшего генерального директора пароходства Павла Юрченко (руководил им с декабря 2013 по январь 2015 года), 2015 год госкомпания отработала с убытком. «Всеми финансовыми вопросами в БРП заведует минземимущества, и там говорили, чтобы Гатауллину не платить»,— отмечает он.

Руководство министерства для комментариев вчера было недоступно.

Генеральный директор «Бэйсик консалтинг» Рауль Сайфуллин отмечает, что обращение в суд одного кредитора пароходства может вызвать аналогичную реакцию и у других. «Если на выручку не придет собственник, это может спровоцировать продажу имущества предприятия, чтобы рассчитаться по долгам,— отмечает эксперт.— Планам приватизации это может помешать тем, что снизит привлекательность и оценку стоимости государственной доли предприятия».

В Контрольно-счетной палате республики сообщили, что намерены сегодня объявить итоги проверки целевого и эффективного использования имущества пароходства и речного порта Уфы в 2015 году и предыдущие периоды.

Булат Баширов

Вся лента