Советский формат образования
Рособрнадзор расширяет права общественных органов управления
Рособрнадзор планирует серьезно расширить сферу компетенции школьных управляющих советов. По мнению ведомства, необходимо привлечь общественный орган к оценке качества образования, включая ЕГЭ и аттестацию учителей. Кроме того, советы могут помочь в корректировке образовательных стандартов и даже в выборе учебников. Таким образом, говорят эксперты, директорам учебных заведений придется поделиться властью.
Рособрнадзор предлагает привлекать управляющие советы школ к участию в процедурах оценки качества образования: ЕГЭ, итоговой аттестации в девятых классах, национальных исследованиях качества образования, всероссийских проверочных работ (ВПР), аттестации учителей и других. Об этом сообщил начальник управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко. По его словам, в ходе апробации ВПР в 2015 году в ряде регионов «картинка была не совсем объективная»: число пятерок достигало 50%. Напомним, целью регулярных проверочных работ является оперативное выявление недостатков в преподавании и пробелов в знаниях учеников. Проверка позволяет оценить ситуацию в учебном учреждении и не предполагает никаких санкций. «Но мы понимаем, что, к сожалению, нельзя верить вот таким отличным отметкам,— отметил господин Семченко.— Поэтому мы видим возможную роль управляющих советов в участии в различных процедурах оценки качества образования».
Управляющий совет школы является выборным органом, в который входят представители педсостава, родители и учащиеся. Совет принимает устав и должен быть наделен управленческими полномочиями по решению вопросов развития и функционирования школы.
Каким именно образом управляющие советы могут участвовать в процедурах оценки качества образования, представитель Рособрнадзора не пояснил. При этом он отметил, что необходимо усилить роль такого органа и «в последующем принятии управленческих решений»: «Управляющий совет может принимать решения или рекомендовать органам власти принять решения по согласованию образовательных программ, программ повышения квалификации и переподготовки учителей, по формированию комплекта учебников, а также вносить предложения по корректировке образовательных стандартов».
«Выбор учебников — дело профессионального сообщества,— заявила декан факультета “Менеджмент в сфере образования” Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.— Часто управляющему совету делегируют и другие, странные, на мой взгляд, функции, например поддержание дисциплины в школе». По ее словам, одной из главных функций управляющих советов должен быть диалог с родительской общественностью, чего советы «пока не делают». Она также отметила, что авторитета управляющих советов в школах недостаточно: согласно международному исследованию TALIS (Teaching and Learning International Survey), 40–60% российских директоров все важные решения принимают самостоятельно.
Глава межрегиональной профсоюзной организации «Учитель» Андрей Демидов одобрил планы Рособрнадзора, отметив необходимость «децентрализации системы»: «Важно уравновесить полномочия директора полноценным представительством родителей и членов педагогического коллектива». Однако, отметил эксперт, мешает отсутствие нормативной базы, «сколько представителей общественности должно быть в управляющем совете, из-за чего постоянно возникают споры»: «И эти проблемы продолжат возникать, если объем полномочий вырастет».