Правила игры
раскрывает старший корреспондент отдела финансов Юлия Локшина
В опубликованной в конце 2015 года стратегии развития Агентства по страхованию вкладов (АСВ) до 2020 года слово "прозрачность" с однокоренными ему встречается 14 раз, а слово "эффективность" и производные от него — аж 193 раза. Хотя мне почему-то представляется, что такого разрыва между этими ценностями — а они перечислены в ряду семи самых главных в стратегии — быть не должно. Об эффективности агентства мне, не будучи кредитором обанкротившегося банка, судить сложно. А вот о прозрачности я могу сказать пару слов.
Впервые вопросы у меня возникли летом 2015 года, когда с сайта АСВ неожиданно исчезла информация о размере фонда страхования вкладов. Комментариев по поводу внезапной скрытности не последовало, но, впрочем, тут и не нужно было проявлять особую догадливость. Это исчезновение последовало за объявлением о том, что АСВ одобрило обращение в ЦБ за кредитом в размере до 110 млрд руб. для выплат возмещения страховых компенсаций — тех самых, что раньше выплачивались из фонда, но с учетом масштаба отзывов лицензий у банков фонд с нагрузкой не справился и довольно быстро опустел. Публикация данных об опустошении фонда могла вызвать волнения в рядах вкладчиков. Впрочем, и секретность не осталась незамеченной: на банковских форумах народ заволновался, что скоро ничего выплачивать пострадавшим вкладчикам не будут — денег-то нет.
В начале 2016 года произошло второе странное исчезновение — из отчета об оценке имущества ликвидируемых НПФ Анатолия Мотылева пропала часть на 395 страниц о принципах расчета стоимости имущества фонда для продажи. Ничего катастрофического в этой информации не было, и впоследствии на сайте эта часть отчета появилась, но осадочек остался.
И только бы нам, журналистам, радоваться тому, что, наконец, мы смогли изучить многотомные собрания оценки этих НПФ, как выявилась новая потеря. В минувший понедельник с сайта АСВ исчезла таблица с информацией об оздоровлении банков, где публиковалась последовательность этапов оздоровления с суммами на санацию, датами событий и прочие важные детали процесса.
Информация важная, тем более что с учащением отказа от публикации санированными банками своей отчетности на сайте ЦБ, которую кредитные организации стали использовать в прошлом году, узнать о процессе их оздоровления что-либо становится все сложнее. В АСВ, как и при прошлых исчезновениях, ситуацию не прокомментировали. С учетом того, что оздоравливаются эти банки на государственные деньги, мне лично происходящее не добавляет доверия к прозрачности процедур оздоровления банков. А ведь именно эффективность и прозрачность санации ЦБ недавно объявил новым мейнстримом для рынка.