Что смотреть на Фотобиеннале в марте

В Москве продолжается Фотобиеннале-2016: новые выставки открываются практически на всех площадках. Игорь Гулин изучил программу мартовской части фестиваля и выбрал самые интересные события.


Хироси Сугимото. Прошлое и настоящее в трех частях

Небольшая ретроспектива знаменитого японского фотографа — три самых известных серии Хироси Сугимото, начатых в конце 1970-х: "Диорамы" (выставки в музеях естественной истории, представленные так, будто это съемки дикой природы), "Театры" (интерьеры провинциальных кинотеатров, превращающиеся в магические небесные сцены), "Морские пейзажи" (океан, снятый как полотна абстрактных экспрессионистов). Сугимото — иллюзионист, то ли мистик, то ли фокусник, ловец величественной и немного аляповатой красоты. В качестве рифмы к нему 11 марта в МАММ открывается выставка "Модернизм в японской фотографии", представляющая творчество 1930-х годов гораздо менее известного, но любопытного сюрреалиста Осаму Сиихары.

Мультимедиа Арт Музей, до 8 мая


Карен Кнорр. Британский стиль. 1970-1980-е годы

Первая российская выставка мастера иронических портретов в интерьере Карен Кнорр. В центре экспозиции — принесшая ей известность серия "Белгравия": портреты лондонских буржуа рубежа 1970-х и 1980-х в окружении любимых предметов, в выверенной с идеальным вкусом обстановке, с цитатами — вроде ироничных девизов для каждого. Американка Кнорр откровенно экзотизирует тэтчеровскую Британию, видит в ее обитателях представителей какого-то древнего племени, с по-своему манящими, но совершенно несусветными представлениями и пристрастиями. Но, как свойственно настоящему китчу, он здесь находится на границе с чем-то подлинно бредово-прекрасным.

Мультимедиа Арт Музей, до 9 мая


Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев

Николай Бахарев. Из цикла «Отношение», 1988–1993 годы

Фото: Собрание МАММ/МДФ

Владимир Воробьев и Владимир Соколаев — в 1970-1980-х участники очень интересной группы "Трива", фотографического объединения при Новокузнецком металлургическом заводе. Возникшая почти ниоткуда очень европейская фотография, изучавшая повседневную реальность советского пролетариата и производства — будто бы отбросив всю идеологическую оснастку и идущую в комплекте эстетику. Николай Бахарев, автор более именитый, подобран тут по биографической близости и эстетическому контрасту. Известный своими тревожными и неказисто-соблазнительными ню, он исследовал эротическую изнанку той же реальности, дневная сторона которой занимала "Триву".

Мультимедиа Арт Музей, до 9 мая


Аркадий Шайхет. 1945-1959. Эпизод 4-й

Мультимедиа Арт Музей, продолжая осваивать наследие Аркадия Шайхета, добрался до последних пятнадцати лет жизни советского фотографа. Здесь нет знаменитых кадров и нет остроумия его вещей 1920-х и 1930-х, но и в эти годы Шайхет абсолютно верен себе: героическая декоративность, заводы и парады, люди-статуи, нежный соцреализм и очеловеченный авангард. Шайхет дожил до времени, когда приемы раннесоветской фотографии снова начали использовать молодые оттепельные авторы, и именно как на начало диалога с ними интереснее всего смотреть на его поздние вещи.

Мультимедиа Арт Музей, до 10 апреля


Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях

Организованная совместно с Музеем Булгакова выставка представляет материалы собранные Ильей Ильфом во время их с Евгением Петровым поездки по США в середине 1930-х. Впервые изданная в 1937 году "Одноэтажная Америка" стала одним из главных источников знаний о жизни за океаном для многих поколений советских людей — документом, представляющим США страной богатой материальной и не очень богатой духовной культуры. Ильф и Петров в Америке действительно были, видели ее — свидетельством тому иногда издававшиеся вместе с текстом фотографии. На выставке архив Ильфа впервые представлен полностью: свои и чужие кадры, письма, документы, открытки, какая-то невнятная мелочь — все, что оседает в туристических сумках.

ММСИ на Тверском бульваре, с 23 марта по 9 мая


New York's Photo League. 1936-1951: рождение американской фотодокументалистики

Эта выставка выступает в ненавязчивый диалог с "Одноэтажной Америкой". Photo League — одно из самых известных движений американской фотографии первой половины прошлого века, в большей степени кооператив, чем агентство, члены которого отличались откровенно левацкими, часто просоветскими настроениями. Логичным образом движение возникло в 1930-х — на пике тяготения американского общества к левым идеям и рабочей культуре — и было уничтожено в начале холодной войны. В России среди участников Photo League наиболее известен Уиджи, знаменитый хроникер нью-йоркского полусвета, но и других членов движения больше всего интересовала неприглядная, лишенная глянца, часто тревожная уличная жизнь.

Еврейский музей и центр толерантности, с 30 марта до 22 мая


8 фотосерий 2010-х

В ММСИ в Ермолаевском показывают сразу восемь проектов практически на любой вкус. Егор Заика ("Родина") снимает ненужные и трогательные вещи, оседающие на антресолях, а Тьерри Буэ ("Частные объявления") фотографирует бесполезные артефакты, которые люди продают через интернет. Яна Романова ("Швилишвили") делает фотоисследование о собственной грузинской семье, а Паскаль Кольра ("Суп лисиц") превращает семейный архив в подобие фильма Линча, рассказывая историю расследования выдуманного убийства собственного дедушки. Александр Веревкин ("2,31 метра в секунде") обследует территорию одной поляны, так чтобы маршрут повторял очертания границ России. Андрей Иванов ("Индекс идентичности") изучает уличные надписи, формирующие патриотические идентичности жителей Подмосковья. Марина Ионова-Грибина ("Игра в войну") снимает детей, играющих в войнушку с взрослым оружием в руках. Люция Ганиева ("Кувады") — благодушных жителей одной татарской деревни, позирующих на фоне собственных декорированных заборов.

ММСИ в Ермолаевском переулке, с 15 марта по 17 апреля


Вся лента