Любовь к апельсинам
Екатерина Истомина о коллекции Damiani Fiori d’Arancio
Представлять публике новое собрание итальянского ювелирного дома Damiani в Москву прилетели сразу две важные дамы: креативный директор марки Сильвия Дамиани, а также приглашенная "этуаль" Николетта Романофф, итальянская актриса, чья громкая фамилия прямым образом относится к русской царской семье. Госпожа Николетта Романофф, как сообщают в Damiani, относится к той семейной ветви, которая происходит от императора Николая I (это так называемая ветвь Николаевичей, которая в среде первой русской эмиграции почти не признавалась другой, параллельной монархической ветвью — Кирилловичами). Так или иначе, миловидная девушка Николетта Романофф принимала непосредственное участие в создании новой коллекции марки Damiani, украшения которой довольно сложны с технической точки зрения, и поэтому им следует присвоить значительный статус high jewellery. Собственно, в Damiani и не скрывают того, что Fiori d'Arancio является центральной коллекцией марки всего 2016 года.
Разумеется, новую линейку итальянского дома драгоценностей, открывшегося в Валенце в 1924 году (в этом центральном городке итальянских ювелиров сегодня существует площадь Дамиани), сопровождает необходимая по случаю романтическая легенда. Согласно этой легенде, вдохновением для современных драгоценностей (а линия Fiori d'Arancio по-настоящему обильна — это колье-трансформеры, короткие, в ранге "гвоздиков"-пуссет, а также длинные серьги, кольца, тонкие и широкие браслеты, брошь и легчайший ободок для волос) послужила свадебная тиара 1952 года, которая украшала голову бабушки Николетты Романофф Свевы делла Герардеска. Эта наследница старой флорентийской фамилии сочеталась браком с Николаем Романовым, меценатом, писателем и историком, а также главой (с 1989 года) Объединения членов рода Романовых. Дедушка Николетты, Николай Романович Романов, праправнук Николая I по мужской линии, скончался в Тоскане совсем недавно — в 2014 году.
В качестве флагманского украшения для той свадьбы была выбрана именно упомянутая выше тиара. Ее орнаментом были очень небольшие, но романтические, пикантные южные цветы молодого апельсина: именно поэтому новоиспеченное собрание итальянского дома Damiani получило такое название — Fiori d'Arancio. Флористические украшения из элегантного, очень сдержанного белого золота с белыми бриллиантами в разных огранках и идеально ровным круглым белым жемчугом состоят (они как бы "скроены" и "сшиты") из очевидно подвижного драгоценного цветочного "полотна". Добавим, что небольшая часть коллекции Fiori d' Arancio представлена украшениями из розового золота — также с белыми бриллиантами и идеально ровным белым жемчугом.
Главная техническая сложность ювелирной работы мастеров дома Damiani заключалась в том, что пышные распустившиеся цветы, а также едва набухшие бутоны необходимо было расположить на разных уровнях: такая "подача" требует от ювелиров особого класса работы. К тому же большинство драгоценностей имеет подчеркнуто асимметричную конструкцию; а флагманское колье коллекции Fiori d'Arancio (архитектурное, скульптурное, асимметричное) создано в сложной форме "знак вопроса". Таким образом, любая, даже самая миниатюрная драгоценность Fiori d'Arancio оказывается украшением со сложными, кропотливо сделанными архитектурными свойствами. При этом ювелирные вещи из Fiori d'Arancio — это также и настоящие скульптурные драгоценности, каждая деталь в них "вылеплена" итальянским мастером с заметной нежностью и историческим, подчеркнутым, отполированным тщанием.
При всей безусловной, лирической, красивой "запутанности" драгоценностей — словно бы цветы апельсина навеки, неразлучно переплелись с непокорной апельсиновой листвой,— украшения Fiori d'Arancio выглядят сдержанно, аристократично и даже отчасти скромно. Это вещи с "прямой посадкой" головы, с прямой спиной, с прямым взглядом: украшения большой внутренней культуры, настоящего чуткого такта и высокого достоинства.