Moody's не верит в китайские реформы
Мониторинг / мировая экономика
Агентство Moody's вчера сообщило об изменении прогноза суверенного кредитного рейтинга Китая со "стабильного" на "негативный" из-за ухудшения фискальной ситуации и рисков неполной реализации реформ. Сам рейтинг остался на уровне Aa3, что сопоставимо с "AA-" от Standard&Poor's, у Fitch оценка на одну ступень ниже — "A-". Отметим, что этот шаг предпринят накануне сессии Всекитайского собрания народных представителей, на которой должен быть утвержден 13-й пятилетний экономический план.
Основными рисками для Китая в Moody's называют рост квазигосударственных долгов (долги госкомпаний, регионов и крупнейших госбанков), а также сокращение резервов на фоне оттока капитала. "По мере замедления роста растет вероятность того, что часть долгов осядет на балансе государства, так как для поддержки экономики объем господдержки будет расширен", говорится в отчете. Сейчас официальный госдолг Китая по мировым меркам невысокий (40% ВВП), однако, по экспертным оценкам, его реальный объем существенно выше — вместе с частным долгом нагрузка составляет 250% ВВП. При этом объем резервов КНР за последние полтора года сократился на $762 млрд (до $3,23 трлн), возможный отказ от поддержки юаня может спровоцировать еще больший отток. Без масштабных реформ высокий уровень долговой нагрузки будет препятствовать росту инвестиций, что приведет к дополнительному росту долга и усилению оттока капитала, предупреждают в агентстве.
Официальное китайское информагентство "Синьхуа" оперативно отреагировало на решение Moody's — назвало его "близоруким" и заявило, что оно "является просчетом из-за отсутствия видения общей картины относительно фискальной политики Китая". "Синьхуа" указало, что "китайское правительство имеет возможность платить по долгам гораздо лучше, чем многие западные страны" и что Китай "поднял уровень долга для создания новых точек роста".
На этом фоне китайский ЦБ вновь снизил норму резервирования для банков на 0,5 процентного пункта (что эквивалентно расширению кредитования на $100 млрд). Мера, по оценке Capital Economics, свидетельствует о "готовности властей отдать приоритет поддержке роста в ущерб минимизации долгосрочных рисков".