Бюджет защитили от административного произвола
КС не нашел в незаконных штрафах повода для компенсации
Конституционный суд не поддержал обращение Верховного суда, предложившего компенсировать упущенную выгоду лицам, уплатившим незаконно наложенные на них госорганами административные штрафы. Возмещения потерь в упрощенном порядке по аналогии с процедурой для отмененных таможенных и налоговых санкций добивается РЖД в тяжбе с Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Суды ежегодно отменяют административные штрафы более чем на 1 млрд руб.— но КС защитил федеральный бюджет, обязав юрлица и физлица доказывать ущерб от задержки средств на госсчетах.
Конституционный суд (КС) отказался рассмотреть по существу запрос ВС, связанный с претензиями РЖД к ФАС. РЖД добивается компенсации потерь из-за штрафа в 5,2 млн руб., который после длительной тяжбы был отменен Высшим арбитражным судом. ФАС вернула компании только сумму штрафа — но РЖД подсчитала, что государство с июля 2012 года по декабрь 2013 года необоснованно пользовалось ее средствами, оценив упущенную выгоду в 612 тыс. руб. Арбитражные суды взыскать проценты по ст. 395 Гражданского кодекса (ГК), которая допускает такое взыскание за несвоевременный возврат излишне взысканных средств, отказались: в КоАП такая компенсация не предусмотрена.
Таможенный и Налоговый кодексы, а также закон о пенсионных и страховых взносах в сходных ситуациях предусматривают взыскание процентов на суммы отмененных штрафов. Но в ФАС настаивают, что такое взыскание возможно только когда это прямо предусмотрено законом — а доказательств убытков, как этого требует более сложная процедура гражданского судопроизводства (с выявлением причинно-следственной связи, виновных в причинении вреда и т. д.), компания не представила.
Верховный суд (ВС), однако, согласился с доводами РЖД — и обратился в КС, посчитав, что отсутствие в КоАП указания на обязанность компенсировать необоснованное изъятие денежных средств противоречит Конституции. По мнению ВС, лицо, уплатившее незаконно наложенный штраф, "лишается адекватных возможностей возмещения" потерь, на него возлагается чрезмерная обязанность по доказыванию их размера, а различие с налоговыми и пенсионными делами неоправданно. КС, однако, выступил в защиту бюджета, заявив, что вопрос о распространении компенсационных правил на регулирование административных штрафов находится в компетенции законодателя — а незаконно оштрафованным лицам ничто не мешает добиваться возмещения вреда в общем порядке гражданского судопроизводства.
По статистике, в 2014 году из наложенных ФАС штрафов на 7,3 млрд руб. санкции на 1 млрд руб. были отменены. В 2015 году, по данным Минэкономики, только за нарушение закона о госзакупках ФАС выдала 20 тыс. постановлений о наложении штрафов на 205,4 млн руб.— почти в 2,5 раза больше, чем 2014 году. Из них 17,4% были обжалованы и 564 из 2,8 тыс. случаев (20%) отменены. Также налагать штрафы по КоАП могут ГИБДД, Роспотребнадзор, санитарно-эпидемиологическая и пожарная служба и др.
Отметим, что позиция КС последовательна: недавно он поддержал позицию Минфина, отказавшегося возвращать авиакомпаниям суммы пенсионных взносов, переплаченных из-за неконституционной поправки к законодательству. Государство часто бесплатно и безосновательно пользуется чужими денежными средствами, подтверждают опрошенные "Ъ" юристы, разойдясь в оценке последствий решения КС. Так, управляющий партнер адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай считает, что применить ст. 395 ГК в деле РЖД по аналогии с налоговыми и таможенными делами ВС мог самостоятельно — но переложил ответственность на КС, который эту возможность исключил, переадресовав проблему законодателю. Глава же аналитической службы "Пепеляев групп" Вадим Зарипов полагает, что ВС правильнее было бы поставить вопрос о конституционности самой ст. 395 во взаимосвязи со ст. 15 и 16 ГК "в той мере, в которой они не позволяют их применять при незаконном взыскании административного штрафа",— а определение КС не мешает ВС направить новый запрос или применить нормы ГК в деле РЖД.