"Большая медведица" разбила лагерь
В России растет спрос на летний детский отдых
Создатели лагеря отдыха для детей "Большая медведица" решили сделать проект сетевым, они планируют открыть в южных регионах России четыре таких лагеря в течение трех лет. На фоне закрытия популярных зарубежных курортов произошел резкий всплеск спроса на детский отдых — только в первые два месяца этого года ранние бронирования выросли в несколько раз.
Четыре лагеря-парка "Большая медведица", построенных из быстровозводимых конструкций, будут открыты в России в течение трех лет, рассказал "Ъ" совладелец проекта Руслан Муханов. "На данный момент есть договоренности в Ленинградской и Ростовской областях, Краснодарском крае и Крыму",— говорит он. По его словам, примерный объем инвестиций составит 300 млн руб., которые должны окупиться в среднем за три года с поправкой на особенности региона. Имена инвесторов господин Муханов не разглашает.
Первый лагерь-парк "Большая медведица" открылся в 2014 году на территории подмосковного заповедника "Горки Ленинские". Лагерь работает только летом — с конца мая до конца августа. Он занимает 12 га и вмещает от 400 до 1000 детей в смену. Цена одной путевки на две недели составляет 46-53 тыс. руб. в зависимости от выбранного профиля — креатив, бизнес или спорт. "Это своеобразный аналог MBA, но для детей,— поясняет господин Муханов.— На данный момент наш проект уникален, мы рассчитываем стать единственным оператором детского туризма в России". Пока путевки распространяются через собственный сайт, договоров с туроператорами не заключено, отмечают в компании.
ООО "Большая медведица" было зарегистрировано в октябре прошлого года, следует из данных "СПАРК-Интерфакса". Руслану Муханову в ООО принадлежит 40%. Такой же пакет у фонда "От чистого сердца" (40%), совладельцем которого также является господин Муханов. Председателем попечительского совета фонда выступает экс-сенатор и первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.
Заявленных инвестиций будет достаточно для лагерей только палаточного типа, говорит гендиректор ГАУК "Мосгортур" Василий Овчинников. "Для постройки одного стационарного лагеря на 400 человек необходимо от 0,7 до 1 млрд руб.",— подсчитал он. Наибольшим спросом из названных регионов, по мнению эксперта, будут пользоваться лагеря в Московской области, Крыму и Краснодарском крае: "Большинство лагерей там были построены во времена СССР, и с того времени капитального ремонта в них не было, что привело к обветшанию номерного фонда, поэтому каждый новый лагерь имеет большую привлекательность для родителей".
По данным интернет-каталога детских лагерей incamp.ru, сегодня в России насчитывается более 48 тыс. учреждений детского отдыха. При этом спрос на рынке детских лагерей сейчас значительно превышает предложение, считает заместитель гендиректора туроператора Solvex Людмила Сысойкина. "Многие средства размещения уходят с этого рынка из-за того, что себестоимость содержания объектов детского отдыха очень высокая на фоне жестких требований к их состоянию, а цена предложения сравнительно невелика",— рассуждает она. В набор минимальных требований к лагерям входят круглосуточная охрана, огороженная территория, доступ вожатых по мобильному телефону 24 часа в сутки и доставка детей до лагеря и обратно в сопровождении полиции, отмечает гендиректор incamp.ru Елена Рыженкова. Средняя стоимость путевки, по ее данным, в подмосковный лагерь на две недели составляет около 40-45 тыс. руб. По оценкам госпожи Сысойкиной, суточная стоимость размещения в детском лагере в центральной части России сейчас начинается от 2 тыс. руб., 17-дневная смена в крымском лагере стоит от 50 тыс. руб.
Запрет полетов на популярные у россиян курорты, рост курса валют и инфляция привели к тому, что люди экономят на поездках и меняют привычные маршруты, рассказывает госпожа Рыженкова. "Адекватной отечественной альтернативы семейному отдыху в Египте и Турции просто не существует, поэтому большинство взрослых россиян летом 2016 года предпочтут базы отдыха и поездки на дачу, а детей отправят в детские лагеря",— резюмирует она. По данным incamp.ru, в январе количество броней на отдых в лагерях выросло на 471%, а в феврале — на 237% по сравнению с аналогичными периодами 2015 года. Значительно изменился и характер спроса: примерно на 30% упали продажи зарубежных лагерей, но на 50% выросли продажи российских.
В целом в лагерях в 2015 году отдохнуло более 7 млн человек, добавляет Василий Овчинников.