Астана обогнала Москву на пути к Монреалю
Российский авиарынок ждет электронного документооборота
Минтранс обещает весной внести в Госдуму пакет документов, связанных с ратификацией Россией Монреальской конвенции, упрощающей оформление авиаперевозок грузов и пассажиров. Процесс подготовки к этому тянется с 2011 года и дальнейшее промедление рискует привести к потере транзитного потенциала России. В частности, грузопотоки могут уйти в соседние страны, например в Казахстан, который уже присоединился к конвенции.
Минтранс рассчитывает, что РФ ратифицирует Монреальскую конвенцию летом 2016 года, заявил вчера замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации министерства Илья Белавинцев на дне авиации IATA. По его словам, работы по подготовке ратификации ведутся с 2011 года, сейчас уже "готов весь пакет документов по модернизации российского законодательства для имплементации положений конвенции". Минтранс получил согласование от министерств и ведомств, включая администрацию президента, а в 2015 году внес проект в правительство. Минтранс "приложит все усилия, чтобы документ оказался в Думе к концу весны".
Монреальская конвенция принята в 1999 году, вступила в силу в 2003 году, ее участниками уже являются 119 государств. Документ унифицирует правила международных воздушных перевозок, обеспечивает защиту интересов потребителей, предполагает внедрение электронного оформления авиагрузов, стандарта e-freight и электронного таможенного оформления.
Источник "Ъ", близкий к ситуации, пояснил, что ратификация представляет первоочередную важность для грузоперевозчиков. "В процесс внедрения стандарта e-freight не была вовлечена в полном объеме таможня, которая после создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) стала требовать согласования дополнительных нормативных документов". В результате процесс внедрения e-freight затормозился, говорит собеседник "Ъ", и возникают риски снижения транзитного грузопотока через аэропорты РФ. "Грузоотправители будут выбирать партнеров, у которых уже есть такой стандарт",— добавляет он.
Конвенцию уже ратифицировал Казахстан, и в 2017 году он полностью имплементирует все положения. По мнению исполнительного директора "Авиапорта" Олега Пантелеева, технологические преимущества, которыми будет обладать Казахстан, сделают его более привлекательным при организации транзита, а российским компаниям потребуются экстраординарные усилия, чтобы перекрыть неконкурентную нормативную базу собственными наработками.
Исполнительный президент российской грузовой авиакомпании Air Bridge Cargo Денис Ильин вчера заметил, что "в отсутствие e-freight ожидать транзитного пассажиропотока наивно". Источник "Ъ" в отрасли не исключил, что без e-freight может повториться ситуация с Lufthansa Cargo, которая в 2009 году переносила техническую базу из Красноярска в Астану из-за проблем с инфраструктурой аэропорта. "В новых условиях российским аэропортам придется подтверждать надежность приема и обработки транзита",— говорит он. Источник "Ъ", близкий к красноярскому аэропорту Емельяново, рассказывал в 2014 году, что посадка грузового рейса в аэропорту стоила около $70 тыс., включая аэропортовые сборы, заправку и техобслуживание. Потенциальный спрос на полеты через Емельяново — 3,5 тыс. рейсов в год, на чем дополнительно можно было заработать около $245 млн.
"В новых условиях российским аэропортам придется вновь подтверждать надежность приема и обработки транзита",— считает один из источников "Ъ". В России оформление авиагрузов в электронной форме уже идет в экспериментальном режиме, а с 2017 года процесс будет внедрен на уровне ЕАЭС, решение принято Евразийской экономической комиссией, говорит вице-президент по операционной деятельности DHL Express в РФ Юрий Шевченко. "Опасаться, что мы останемся на обочине, не приходится,— полагает он.— Мы заранее информируем таможню о том, какой груз находится в самолете, с этими данными дальнейшие процессы идут гораздо быстрее". В эксперименте, по его словам, помимо DHL Express участвуют и другие крупные компании.