Жилищный комитет решил сверить цифры
Чиновники рассекретили данные по теплоотпуску
Как стало известно “Ъ”, жилищный комитет по неофициальным каналам отправил всем участникам рынка данные по теплоотпуску за последний месяц, охватывающие 250 петербургских домов. На основе этих цифр ГУП «ВЦКП» собирает деньги за теплоэнергию и другие коммунальные услуги с жителей города. “Ъ” сравнил эти данные с данными теплоснабжающих организаций и выяснил, что в подавляющем большинстве случаев цифры «не бьются» друг с другом. Это означает, что жилкомсервисы (ЖКС) платят теплоэнергетикам за их услуги одну сумму, а ВЦКП собирает совершенно другую, которая в основном больше. Каков юридический и бухгалтерский статус «излишков», никто из участников рынка пояснить “Ъ” не смог.
На петербургском рынке теплоэнергетики появился документ, который участники рынка ждали много лет, — до этого момента полностью засекреченные данные по теплоотпуску, на основе которого ВЦКП собирает деньги с населения за тепловую энергию. Документ о теплоотпуске по 250 домам Петербурга был подготовлен жилищным комитетом и по неофициальным каналам отправлен теплоэнергетикам для корректировки, потому что цифры в нем совершенно иные, чем в аналогичном документе, согласно которому ЖКСы рассчитываются с теплоэнергетиками за их услуги.
Схема, по которой собирается плата «за тепло» в Петербурге, выглядит примерно следующим образом. ЖКСы снимают показания с общедомовых приборов учета (ОДПУ) и направляют эти данные теплоэнергетикам. В свою очередь, теплоэнергетики на основе полученной информации выставляют ЖКСам счета-фактуры, которые и являются юридическим основанием для получения денег за оказанные услуги.
Но это лишь формальная сторона вопроса. Далее в дело вступает ВЦКП, через которое идет около 70% всех коммунальных платежей города. Те же самые ЖКСы, которые до этого предоставили данные теплоэнергетикам и получили соответствующие счета-фактуры, «вбивают» данные по текущему теплоотпуску в базу ВЦКП, на основе которых уже идет фактический сбор денег с потребителей. После сбора ВЦКП «расщепляет» платежи, переводя деньги теплоэнергетикам и жилищникам в соответствующих пропорциях.
Согласно имеющимся в распоряжении “Ъ” данным, теплоотпуск в счетах-фактурах и в базе ВЦКП очень редко совпадает друг с другом. Это означает, что юридически жилищники должны за полученную теплоэнергию снабжающим организациям одну сумму денег, но по факту собирается совершенно другая сумма. Другими словами, если, например, какой-то конкретно взятый дом потребил 500 Гкал за месяц и на этот объем теплоэнергетики выставят счет ЖКСу, то в базе ВЦКП может фигурировать, например, 525 Гкал или 550 Гкал за тот же период. Соответственно, ВЦКП соберет с населения на 5–10% больше, чем юридически ЖКС будет должен отдать теплоэнергетикам. Невольно возникает вопрос, каков юридический и бухгалтерский статус собираемых ВЦКП «излишков» и в какую именно сторону они «расщепляются».
Сами жилищники объясняют ситуацию «человеческим» фактором — якобы оператор мог ошибиться при добавлении информации в базу ВЦКП и так далее. Однако если это так, то ошибка закралась в данные по теплоотпуску почти всех 250 зданий, фигурирующих в списке жилищного комитета. При этом расхождения составляют порой до 100%, а это, учитывая, что в год черед ВЦКП проходит около 50 млрд рублей, достаточно внушительная сумма.
В ГУП «ВЦКП» предпочитают держаться на расстоянии от возникших нестыковок. Представитель ГУПа заявил корреспонденту “Ъ”, что разные данные в счетах-фактурах и базе ВЦКП — это проблемы ЖКСов и теплоэнергетиков, а все деньги, идущие по статье «теплоэнергия», перечисляются теплоснабжающим организациям города. Представители крупнейших поставщиков тепла — ГУП «ТЭК» и ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» — воздержались от комментариев этого тезиса ВЦКП.
Однако туманность всех расчетов через ВЦКП уже не раз отмечал глава компании «Газпром энергохолдинг» (контролирует ТГК-1) Денис Федоров, не стесняясь называть предприятие «черным ящиком». Примерно в таком же ключе, но уже на условиях анонимности, высказывались в беседе с корреспондентом “Ъ” и другие теплоэнергетики города.
Непрозрачность и неразбериху в расчетах за тепло подтверждает и тот факт, что не все ЖКСы по тем или иным причинам пытаются собрать с населения больше денег, чем требуется, указывая завышенные данные в базе ВЦКП. Некоторые жилищники почему-то, напротив, сознательно загоняют себя в долги. В списке проанализированных “Ъ” данных есть и ЖКСы, которые внесли в базу ВЦКП объем теплоотпуска меньше, чем направленный теплоэнергетикам, и за него придется рассчитываться.
Отметим, что теплоэнергетики не раз просили ВЦКП присылать им данные, которые заносят в базу ЖКСы, с целью их проверки, однако это предложение до сих пор не привлекало внимания городских чиновников. Лишь теперь, после разгоревшегося скандала с огромными счетами за тепло, которые граждане города получили за холодный январь, представители жилищного комитета решили сверить цифры — и то неофициально, понимая последствия их несовпадения. Ведь де-факто получается, что в базе ВЦКП могут оказаться благодаря «человеческому фактору» абсолютно любые цифры, в том числе и ничего общего не имеющие с реальным теплоотпуском. Получить комментарий жилищного комитета “Ъ” вчера не удалось: на момент сдачи номера обслуживание сотового телефона пресс-секретаря комитета было «приостановлено».
«Речь может идти о неосновательном обогащении — других слов тут нет. Из-за небольших сумм никто из потребителей не подает иски, и лишь каждый тысячный пойдет в суд. Налицо непрозрачность работы как ЖКСов, так и ВЦКП», — говорит кандидат юридических наук, налоговый поверенный Олег Столяров. Правда, в чью именно пользу происходит неосновательное обогащение, пока непонятно. ВЦКП утверждает, что все деньги за теплоэнергию (больше или меньше факта) переводятся теплоэнергетикам, а теплоэнергетики в своих официальных финансовых документах утверждают, что потребители города задолжали им более 10 млрд рублей. Третьей стороной расчетов выступают ЖКСы, в основном государственные — и так же, как и ВЦКП, подконтрольные жилищному комитету..