Как реформировали рынок рейтингов в мире

Конъюнктура

Старт глобальной реформе работы рейтинговых агентств положил кризис 2007-2009 годов, начавшийся в США и распространившийся по миру. Выяснилось, что агентства завышали рейтинги высокорискованным ипотечным бумагам. В 2010 году в США был принят закон Додда--Франка, существенно повышающий требования по раскрытию информации и публикации методологии рейтингов. В 2011 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала новые правила игры: агентствам запрещалось "присваивать рейтинги, если какой-либо из сотрудников, который участвует в продаже или распространении продуктов или услуг агентства, также участвует в определении или мониторинге кредитного рейтинга или разработке процедуры, используемой для определения рейтинга". При переходе таких сотрудников в рейтингуемые компании на работу в течение года после увольнения агентствам вменялась постановка рейтинга на пересмотр. Регуляторы также обязали агентства ежегодно отчитываться о том, как контролируется объективность рейтингов.

Следующий этап реформирования индустрии рейтинговых агентств был вызван долговым кризисом в ЕС, когда агентства снизили суверенные рейтинги целому ряду европейских стран. В июле 2011 года европейским банкам было предложено "сократить степень зависимости от внешних кредитных рейтингов" за счет роста значимости их собственных оценок. Что касается суверенных рейтингов, то с 2014 года агентства могут публиковать информацию об их изменении как минимум два, но не более трех раз в год и только по датам, определенным самим рейтинговым агентством в конце предыдущего года. Эти заявления могут быть опубликованы после закрытия биржевых торгов в ЕС и по меньшей мере за час до открытия этих торгов. Также инвесторы могут подавать в суд на агентство, если считают, что оно преднамеренно допустило ошибку, приведшую к убыткам инвесторов или эмитентов. Для предотвращения конфликта интересов одному инвестору запрещается владеть пакетом акций более 5% в двух и более рейтинговых агентствах. Агентствам также рекомендовано воздерживаться от присвоения рейтингов связанным компаниям.

На этом реформа не завершена. В ноябре 2015 года Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выпустила доклад, в котором говорится, что "в деле сокращения зависимости от рейтинговых агентств не наблюдается видимого прогресса". В связи с этим ЮНКТАД призвала страны G20 активнее разрабатывать законодательство и регулирующие нормы, которые бы позволили эмитентам снизить свою зависимость от агентств, в частности, за счет реализации принципа "платит подписчик" (то есть инвестор) против действующего сейчас принципа "платит эмитент" (компания, получающая рейтинг).

Евгений Хвостик

Вся лента