Кадры для АПК: чужие здесь не хотят
Агрокомплекс в Башкирии остается одной из самых консервативных с точки зрения подбора и подготовки кадров отраслей промышленности. Одна из причин — сохранение в региональном аграрном секторе предприятий с большой долей госучастия и даже такой архаичной формы как унитарные предприятия. Привлечению в такие компании топ-менеджеров с рынка препятствуют особенности кадровой и зарплатной политики госкомпаний, в том числе их сильное зарегулирование, отмечают представители отрасли. Доминирование предприятий с госучастием, сохранявшееся в АПК Башкирии на протяжении многих лет, создало дефицит эффективных менеджеров агрокомплекса.
Продовольственные санкции, введенные Россией в отношении европейских стран, и тренд на импортозамещение агропродукции увеличил спрос на топ-менеджеров агропредприятий и менеджеров среднего звена в России, и Башкирия не исключение, отмечают представители кадровых агентств. «Количество актуальных вакансий в сегменте сельского хозяйства не сокращается, а в некоторых областях, например, растениеводстве даже растет,—говорит руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob Павел Лебедев.— Подборка «топовых» вакансий в сфере сельского хозяйства хорошо демонстрирует особенности этого сегмента». Господин Лебедев связывает тот факт, что спрос на кадры в АПК не только сохраняется, но даже растет, несмотря на экономический кризис, с перспективами развития российских пищевых производств. Зарплаты в агрокомплексе, по его наблюдению, в том числе и в Башкирии стали конкурентоспособными «и не только на руководящие позиции, но и на должности специалистов». «Например, зарплата зоотехника в Уфе сопоставима с московскими зарплатами для «белых воротничков»,— проанализировал предложения работодателей в предприятиях АПК представитель Superjob.
Спрос на современных агроменеджеров могло подстегнуть большое число заявленных в последние три-четыре года в Башкирии инвестиционных проектов в этой отрасли. О намерении создать новые или увеличить мощности уже имеющихся предприятий объявили представители крупных российских групп — «Разгуляй», «Русгрэйн холдинг», «Дамате» и другие. Но если у вертикально интегрированных компаний есть возможность ротации кадров внутри группы, в том числе направления их на новые проекты в регионы, то у локальных, даже крупных, производителей с кадрами дефицит. По словам основного владельца группы «Селена» (включает «Селену-агро») Анатолия Бондарука, профессиональные топ-менеджеры в агробизнесе — это до сих пор «редкие экземпляры». «Людей, которые выдают себя за специалистов, достаточно, но проблема найти действительно квалифицированного управляющего. Бывает приходит «специалист», козыряет своими умениями, а возьмешь на работу, оказывается, что он баламут и обманщик»,— отмечает господин Бондарук. По мнению предпринимателя, в стране слишком долго «была недооценена важность агрокомплекса и престиж работы в этой отрасли». «Люди привыкли считать, что еда была, есть и будет, а о том, что это кропотливый труд, мало кто задумывался. На это же наложилась и невысокая маржинальность агробизнеса, которая чаще всего просто не позволяет платить высокие зарплаты»,— отметил собеседник.
В агрокомплексе Башкирии до сих пор сохраняется большая доля предприятий с госучастием и унитарных сельхозпредприятий (ГУСП). По данным kartoteka.ru, в начале года в республике действовало 50 таких компаний, менеджмент которых не менялся по 10 и больше лет. Пересматривать подходы к управлению ГУСПами в кабмине республики начали лишь полтора года назад. Тогда были объявлены конкурсы на замещение должностей генеральных директоров большинства аграрных госкомпаний. Для них разработали новые kpi, например, привязали зарплату управляющих к финансовым показателям предприятия, в том числе к чистой прибыли и отсутствием долгов по зарплате. К массовой замене топ-менеджеров, особенно крупных предприятий, это, впрочем, не привело. «Но в любом случае это мотивирует работать эффективнее»,— признается генеральный директор ГУСП «Совхоз «Рощинский»» Анвар Абдрафиков, управляющий предприятием с 2002 года. На кадровом конкурсе в 2015 году он был единственным претендентом на эту должность и объясняет отсутствие конкурентов в том числе и тем, что зарплатную политику госпредприятий определяет владелец. «Унитарные предприятия не свободны в установлении размера оплаты труда. Ее величина строго регламентирована государством. Поэтому особого ажиотажа к работе в госпредприятиях нет»,— отмечает топ-менеджер.
Консервативные подходы к подбору директоров агрокомпаний рекрутеры объясняют и спецификой самой отрасли. «Что есть, то есть. Руководителями агропредприятий, в основном, являются те, кто работает в отрасли много лет, пережил карьерный рост на сельскохозяйственном производстве,— отмечает представитель HeadHunter в Уральском и Сибирском федеральных округах Елана Таращук.— Если посмотреть вакансии, то в большинстве из них обязательно требуется опыт работы в сельском хозяйстве». «Да и в целом рынок менеджеров, ориентированных на работу в АПК, начал развиваться совсем недавно»,— добавляет госпожа Таращук.
В начале становления рыночной российской экономики в моду вошло привлечение менеджмента из зарубежных стран, а затем и обучение местных специалистов за рубежом. В некоторых регионах, например, в Тюменской области эта практика еще продолжается. В прошлом году в городе был открыт российско-немецкий центр обучения и переподготовки кадров для АПК, куда направили на обучение сотрудников 25 агропредприятий региона. В Башкирии эта практика распространения не получила. Примеры привлечения иностранного менеджмента агропредприятий в регионе можно пересчитать по пальцам одной руки. Так, крупнейший производитель свинины в республике АПК «Максимовский» в 2013–2015 годах заключал контракт с управляющим из Дании Йеппе Странге, но позже заменил генерального директора на соотечественника Игоря Данилова — родственника владельца предприятия — американского бизнесмена русского происхождения Эллиота Данилоффа. В январе текущего года группа «Продо» назначила управляющим Уфимского мясоконсервного комбината уроженца Мексики Вальтера Борио Альмо, который уже руководил заводом в 2005–2006 году. Но справедливости ради отметим, что господина Альмо вряд ли можно считать кадром из-за рубежа — на российских предприятиях агрокомплекса он работает с 1994 года.