Без зазрения повести
Зачем Сергей Снежкин принарядил гражданскую войну? Алена Солнцева посмотрела фильм «Контрибуция»
В прокат выходит фильм Сергея Снежкина "Контрибуция". Наш обозреватель присмотрелся к первому произведению возрожденной киностудии "Ленфильм": фильм про Гражданскую войну превратился в любовный треугольник
Обычно зрителям нет дела до внутренних механизмов, которыми сопровождается выход кинокартины. Им важно — хороший ли фильм, стоит ли на него идти. Но в случае с "Контрибуцией", историческим детективом по повести Леонида Юзефовича, снятым Сергеем Снежкиным, обстоятельства важнее произведения. И вот почему.
Во-первых, этим фильмом о себе заявляет обновленный "Ленфильм". Старейшая российская киностудия отстояла свою самостоятельность, отбилась от приватизации, кинематографисты выбрали вариант развития, в 2012 году начали модернизацию, и вот ее первое детище. "Контрибуция" должна продемонстрировать возможности студии, как технические так и творческие. Эдуард Пичугин, директор "Ленфильма" и продюсер картины, лично представляет ее публике, организует показ в Государственной думе, ездит с фильмом по крупным российским городам и всячески подчеркивает важность этого проекта.
Во-вторых, историческое кино о Гражданской войне, снятое по книге известного современного писателя в тот период, когда спор о русской истории идет на высоком государственном уровне, неизбежно должно бы обратить на себя внимание.
Так что с "Контрибуции" особый спрос. Однако, увы, фильм ожиданий не оправдывает, кино получилось незначительное, проходное.
Начнем с того, что имени Юзефовича нет на афише, оказывается, писатель его снял, потому что от его произведения в сценарии ничего не осталось, кроме пары сюжетных ходов и имен героев. Режиссер Сергей Снежкин решительно все переписал, полностью изменив характеры персонажей.
Если не вдаваться в подробности, история эта о белом генерале, отбившем Пермь у большевиков, и о красном следователе, которого должны бы расстрелять, но генерал решил использовать его профессиональные навыки. Из закрытой комнаты в присутствии самого генерала и еще нескольких человек необъяснимым образом пропадает драгоценность. Если следователь ее найдет, его отпустят. Он находит.
В повести речь шла о двух идеалистах: генерал хотел восстановить в стране порядок, революционер мечтал его изменить. Оба сталкиваются с довольно трухлявым человеческим материалом, оба лучше, чем те, кто их окружает. Оба героя — борцы за идею, готовы жертвовать собой, но не могут не замечать, что их воля сталкивается с мелочными, корыстными, подловатыми действиями тех, ради кого они стараются. "Эти люди, не уважающие в других ничего, кроме силы, хитрости и сознания собственной выгоды",— и есть основная проблема и красного следователя Мурзина, и самого молодого из белых генералов Пепеляева. Но Снежкин эту тему решительно отметает, а конфликт героев строит через любовный треугольник, для чего сочиняет молодую жену Мурзина, в прошлом невесту Пепеляева. Детективную линию он тоже переписывает, изменяя мотивы всех действующих лиц и решительно перевирая исторические реалии. Понятно для чего — зрители кинотеатров историей не интересуются, а вот любовными приключениями — очень даже. Для их привлечения и поставлены на афишу три лица — Ильи Носкова, Максима Матвеева и Елизаветы Боярской. Причем гранью треугольника оказывается вовсе не героиня Боярской, обольстительница и роковая женщина, а не поместившаяся на афише скромная жена-невеста Верочка в исполнении Надежды Толубеевой, чье присутствие в фильме ограничено чисто служебной функцией.
Все это кажется слабым подражанием методу Бориса Акунина, вполне сознательным, поскольку сыгравший Мурзина Илья Носков был исполнителем роли Эраста Фандорина в первой экранизации акунинской прозы. Однако его нынешний герой безлик и не вызывает сочувствия, а интриге недостает динамики, фабульная сторона фильма безнадежно вторична, предсказуема и напоминает антрепризный спектакль, созданный для провинциального чеса.
Как бы чувствуя слабость сюжета, постановщик пытается добрать зрелищностью. На киностудии (не забудем, проект для "Ленфильма" имиджевый) строятся специальные интерьеры, шьются костюмы, бутафоры собирают подлинные предметы, тщательно следят, чтобы все соответствовало модным картинкам, и все это для того, чтобы в разгар Гражданской войны, зимы, катастрофы военные щеголяли новенькими мундирами, купчиха появлялась разодетая как кокотка — с перьями и кружевами (художник по костюмам — Инесса Снежкина), купцы демонстрировали европейский лоск, а интерьеры — дореволюционный шик (в понимании декораторов "Ленфильма").
Условность места действия тоже входит в замысел постановщика, ему нужна красота и привлекательность, а не правда и историческая точность. Несмотря на заявленное намерение "сделать стилизацию под либерти" — так называют модернистский стиль излома и увядания, выражающего предощущение катастрофы, в фильме у Снежкина возникает банальная костюмная мелодрама, в которой основное внимание уделено чувствительности и красотам.
Отдельным аттракционом в фильме является группа купцов, у которых требует денег генерал Пепеляев. Тут вспоминаются русские водевили, герои которых, видимо, послужили актерам образцом для работы над ролью. В искусственной ситуации старые лекала всегда помогают.
Главный вопрос все же не в качестве фильма, а в том, ради чего вообще он снят. Сергей Снежкин считается одним из лидеров ленфильмовской школы, сегодня он возглавляет Союз кинематографистов Петербурга, его фильмы "Похороните меня за плинтусом", "Цветы календулы", "ЧП районного масштаба" в разные годы становились заметными явлениями именно благодаря хорошо понятой конъюнктуре (в данном случае слово употреблено без оценки). Что сегодня заставило его обратиться к искусственной, сентиментальной, банальной истории, в которой нет ни души, ни правды, ни новизны?
Боюсь, что ответ лежит в общем русле нынешней культурной политики. Деньги на кино казна дает сегодня не тем, кто хорошо снимает или интересно думает, а тем, на кого, как считают чиновники, пойдет публика. Поэтому режиссеры и продюсеры стараются угодить максимально большому количеству потенциальных зрителей. Тем более что слегка дополненный фильм к осени превратится в мини-сериал для телевидения.
Беда в том, что чем больше наши кинематографисты снимают фильмы для того, чтобы всем понравиться, тем менее они симпатичны. Это как с женщинами — самые привлекательные из них те, кто и не думает об успехе. Усиленное применение искусственных средств обычно говорит о том, что их время, увы, ушло.