В российских школах заговорят на трех языках
Тенденция
Изучение иностранных языков наконец-то становится трендом в российском образовании. Родителям пятиклассников уже сейчас стоит обратить особое внимание на этот предмет, ведь в 2022 году выпускники школ начнут сдавать третий обязательный ЕГЭ — по иностранному языку. Более того, в нынешнем учебном году стало обязательным и преподавание второго иностранного языка школьникам.
Английский как обязательный
Сейчас школьники начинают изучать иностранный язык рано: английский преподают со второго класса. Конечно, в начальной школе обучение происходит в игровой форме и направлено скорее на то, чтобы заинтересовать ребенка новым предметом и возможностями, которые он дает. Основная нагрузка приходится на среднюю школу. Согласно требованиям к уровню подготовки выпускников, утвержденным Минобрнауки РФ, девятиклассник должен владеть иностранным языком на общеевропейском уровне А2. Впрочем, современных детей список необходимых навыков не особенно впечатляет. "Понимать часто встречающиеся выражения об основных понятиях: о своей семье, о себе, о ситуациях в общественных местах", "умение в простых выражениях описать свою жизнь и привычки" — юные любители компьютерных игр и иностранной музыки обычно достигают такого уровня довольно быстро.
В старшей школе преподавание иностранного языка делится на базовый и профильный уровни. На освоение базового курса отводится три учебных часа в неделю, а углубленного — шесть часов. Но и требования к выпускникам разные. Абитуриенты с базовыми знаниями должны соответствовать общеевропейскому уровню B1, а на профильном уровне отвечать критериям B2. Предполагается, что в первом случае школьник "понимает основной смысл четких сообщений на известные ему темы, составляет свои сообщения на эти же темы и описывает свои стремления и планы на будущее". Углубленное изучение иностранного языка должно привести к "свободному общению с носителями языка без затруднений для обеих сторон". Школы могут самостоятельно регулировать нагрузку на учеников, например используя модульный подход к изучению программы курса.
С 2022 года ЕГЭ по иностранному языку станет третьим обязательным экзаменом для российских школьников (сейчас это русский язык и математика). То есть сдавать его будут те, кто в сентябре 2016 года пойдет в пятый класс. Сейчас Единый государственный экзамен по иностранным языкам сдают по выбору, он проводится по английскому, немецкому, французскому и испанскому. Апробацию проходит ЕГЭ по китайскому языку, полноценное введение экзамена планируется в 2018 году. Кроме традиционной для ЕГЭ письменной части с прошлого года в нем появился и раздел "Говорение". Школьник сам решает, сдавать ли ему устную часть экзамена, однако без нее он не сможет получить максимальную оценку (за "Говорение" можно получить 20 из 100 баллов).
Родители выберут третий иностранный
С 2016 учебного года изучение второго иностранного языка с пятого класса стало обязательным для всех общеобразовательных школ. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка,— заявлял министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, поясняя причины появления дополнительного курса в школьной программе.— В дореволюционной гимназии изучались древнегреческий и латынь не из расчета, что школьники с кем-то потом побеседуют на этих языках, а потому, что они считались важными для развития ребенка. Мы тоже так считаем". Предполагается, что выпускники овладеют лексикой и грамматикой второго языка на базовом уровне, достаточном для понимания смысла несложных текстов и выражения собственного мнения.
Переход на новую систему будет происходить постепенно, несмотря на то что требования Федеральных образовательных стандартов, обязывающие школы ввести изучение второго иностранного языка, уже вступили в силу. Каждый регион вправе самостоятельно регулировать переход на новые правила исходя из обеспеченности педагогами и запросов родителей и учеников. Более того, сельским школам период адаптации не ограничили вообще. С наименьшими трудностями столкнутся специализированные лицеи и гимназии, в которых дети и так изучают два или три языка одновременно.
Каким будет второй иностранный язык, решает школа, тем не менее у родителей есть возможность повлиять на выбор. Если в школе преподавались английский и немецкий языки, а родители хотят, чтобы вторым иностранным стал французский или китайский, то они могут потребовать от директора найти им дополнительного педагога.