Как терроризм меняет экономику Европы?
В мире есть страны вроде Израиля, которые научились жить и развиваться в условиях постоянной опасности. Теперь крупнейшей в своей истории террористической атаке подвергся Брюссель — столица Бельгии, государства, до сих пор не замеченного в авангарде антитеррористической борьбы.
Ирина Хакамада, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека:
— Террористическая угроза к экономике не имеет никакого отношения. Америка пережила 11 сентября, и разве это поменяло ее экономику? Европе надо просто последовательно разобраться с проблемами, например, с беженцами. Ограничение во въезде-выезде, в правах, предоставление личных данных, конечно, ограничивают демократию. Эти проблемы поменяют внешнюю политику как в сторону конфронтации, так и в сторону поиска новых решений проблемы исламского фундаментализма. Но никакого отношения к экономике они не имеют.
Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП:
— Сейчас вся Европа в шоке. И все будет зависеть от дальнейшего развития событий. Если, не дай бог, террористические атаки продолжатся, то это сильно повлияет на инвестиционное развитие. Шок, который сейчас переживает Европа, влияет и на поведение бизнеса. А если террористические акты в Европе останутся единичными, то экономике и бизнесу адаптироваться к этой угрозе и не надо будет. Не думаю, что бизнес сейчас задумался о сворачивании своих программ. Время для этого не пришло.
Тимофей Бордачев, директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ:
— Существенного влияния я не вижу. Израиль находится во враждебном окружении, и экономика там работает прежде всего на национальную безопасность и оборону, при колоссальной поддержке США. Единая Европа же достаточно богата, успешна и может легко обойтись полицейскими методами для защиты от терроризма. Некоторые неудобства появятся, например, с точки зрения ограничений в движении рабочей силы. Введение пограничного и прочих видов контроля при сохранении свободы передвижения в шенгенской зоне будет сдерживать людей от работы в других странах. Сейчас они могут перелететь из Брюсселя во Франкфурт за полчаса, а если появится очередь на пункте контроля еще на 40 минут, то многие задумаются, нужно ли им такое хлопотное путешествие.
Татьяна Пархалина, заместитель директора ИНИОН РАН:
— Все события каким-то образом влияют на нашу политическую и экономическую жизнь. Но я не думаю, что на Европу террористическая волна окажет существенное воздействие. Какие-то изменения в связи с мерами безопасности будут, но не кардинальные. Посмотрите — прошла атака на Париж 13 ноября, но это же не изменило экономическую политику Франции. Меры безопасности усложняют некоторые процедуры, но не влияют на экономику. Даже миграционная волна, которая накрыла Европу, привела к серьезным тратам, но кардинально экономическую политику Евросоюза не изменила. Европа пока показывает, что сможет осилить, перемолоть и террористический, и миграционный нарост, справиться с этими вызовами без ущерба для экономики.
Александр Рар, немецкий политолог:
— Изменит, но не сильно и больше косвенно. А в первую очередь изменит образ жизни, взгляды, мораль, дух Европы. Думаю, что скоро мы увидим многие ужесточения в жизни европейцев. У террористов очень серьезная организация, и это не последние их действия. Правительства европейских стран сейчас под большим давлением: с одной стороны, нельзя отказываться от демократии, с другой — граждане все больше требуют обеспечения безопасности. На фоне роста потока беженцев растут и недовольство, и требования к ужесточению мер безопасности. Люди хотят больше контроля. События 11 сентября изменили США и их экономику, думаю, что и Европа будет двигаться в этом направлении.
Сергей Станкевич, эксперт Фонда Анатолия Собчака:
— Экономику сильно не изменит, а вот образ жизни — наверняка. Террористическая война продолжится, ситуация будет усугубляться, так что и изменения последуют серьезные. Европа не осознавала всю опасность угроз терроризма. О чем говорить, если в Европоле, полицейской службе Евросоюза, расположенной в Гааге, работает всего 630 человек. Главное направление их деятельности — кражи, наркотики, и на последнем месте — борьба с терроризмом. Ежемесячно проходят саммиты по экономике, беженцам, а по терроризму ни одного! Сегодня эта тема должна стать номером один! Не думаю, что европейцы пойдут на закрытие границ, это слишком сильно может ударить по экономике, но основные мегаполисы закрыть нужно. Террористы приехали на такси, значит, надо во всех автомобилях ставить видеокамеры...