Михаил Горбачев предоставил себе соло
Президент СССР спел в честь своего 85-летия
На прошлой неделе в окружении полутора сотен друзей отпраздновал 85-летие президент СССР Михаил Горбачев. Большинство гостей посчитали книги наиболее уместным подарком для президента на пенсии, однако в ход пошли также футболки, фильм, хор и именной коньяк.
При составлении меню господин Горбачев был своеобразно привередлив: "Никакого виски — только водка и вино. Никакой икры — пускай будут селедка и винегрет". Помогавшие с организацией торжества главреды "Эха Москвы" Алексей Венедиктов и "Новой газеты" Дмитрий Муратов попытались оспорить это решение, но не смогли. Так что на один вечер господин Венедиктов остался без любимого виски. Зато при составлении списка господин Горбачев не собирался быть слишком избирательным. Так, за столами банкетного зала отеля Radisson Royal оказались несколько одноклассников юбиляра, те, кто работал с ним в ЦК КПСС, сотрудники фонда, а также пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова с супругом, журналистом Александром Будбергом, экс-сенатор Виталий Игнатенко, гендиректор "Первого канала" Константин Эрнст, бизнесмен Александр Лебедев, музыкант Андрей Макаревич, продюсер Игорь Крутой, Герой Советского Союза Руслан Аушев, издатель The New Times Ирена Лесневская, почетный президент "Вымпелкома" Дмитрий Зимин, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, дочь Ирина с супругом и послы США, Франции, Израиля и Германии — некоторые из них прибыли в рамках миссии с телеграммами от глав государств. Причем чрезвычайный и полномочный посол Германии в РФ Рюдигер фон Фрич принес даже три официальных поздравления: от президента Йоахима Гаука, канцлера Ангелы Меркель и бывшего вице-канцлера Ганса-Дитриха Геншера.
Собственно, программа вечера помимо официальных поздравлений предполагала дружеские тосты, больше ничего. Так, господин Эрнст анонсировал фильм о Михаиле Горбачеве в эфире "Первого канала", что, безусловно, дорогой подарок. Господин Венедиктов потребовал от юбиляра непременно быть на праздновании его собственного 85-летия. Господин Зимин сообщил, что не мог не прийти к господину Горбачеву: "Было бы нехорошо, если бы Михаил Сергеевич оказался здесь самым старшим. А я все-таки хотя и на год, но старше его". "Вы всем нам сломали жизни,— заявил журналист Сергей Бунтман.— Мы сидели спокойно: кто младшим экономистом служил, кто старшим дворником. Но вы сделали так, что нам пришлось заниматься какими-то совсем другими вещами".
В этой ситуации господин Кудрин ограничился тем, что держал микрофон, когда юбиляр решил спеть. Такому развитию событий очень обрадовался господин Макаревич. Он пришел с гитарой и хором, но ему пояснили, что песни не планируются, так что хор ждал, а гитара оставалась в футляре. И вот Михаил Горбачев решил спеть песню, которую никто не знал, ему ее пела мама, а потом "Старые письма" Клавдии Шульженко.
Самые внимательные гости припомнили, что пять лет назад, на праздновании 80-летия, Михаил Горбачев был в том же красном полосатом галстуке: "Это правда так! Во-первых, у меня не так много галстуков. Во-вторых, этот — любимый, мне его Раиса подарила". Чтобы расширить гардероб юбиляра и его гостей, друзья выпустили футболки с портретом Горбачева и подписью "Ну что, доигрались, м...?". Эта цитата имела бы все шансы стать популярнее связки "Перестройка, гласность, ускорение", если бы господин Горбачев подтвердил ее раньше: "Ну да, это действительно было первое, что я сказал представителям ГКЧП, прилетевшим тогда в Форос". К моменту выноса 15-килограммового торта все футболки были разобраны. Михаил Горбачев покинул банкет, который завершился без него уже за полночь.