По раздвоенным стандартам
Инвесторам показали подробности российского бизнеса OTP Group
Венгерская OTP Group начала публиковать раздельную финансовую отчетность по российской "дочке", которая состоит из розничного ОТП-банка и онлайн-банка Touch Bank, работающего по лицензии ОТП-банка. Разделение должно показать реальное состояние дел в обоих банках, поскольку недавно запущенный Touch Bank генерирует убытки и ухудшает картину в целом.
О том, что финансовые результаты российского ОТП-банка и работающего по его лицензии онлайн-банка Touch Bank стали публиковаться отдельно друг от друга, свидетельствует отчетность OTP Group по стандартам Будапештской фондовой биржи по итогам 2015 года, опубликованная в пятницу на сайте группы. До этого группа публиковала консолидированные данные по своей российской "дочке". В OTP Group пояснили, что группа рассматривает Touch Bank как отдельное бизнес-направление и его финансовые результаты показываются отдельно для того, чтобы предоставлять прозрачную информацию акционерам.
При этом оба банка имеют одну лицензию, но работают по разным моделям и под разными брендами. ОТП-банк — розничный банк, работающий с клиентами через сеть своих отделений. В настоящее время его сеть включает 27,9 тыс. точек потребкредитования, 108 кредитно-кассовых офисов, 134 точки клиентского обслуживания, 212 АТМ и 275 терминалов самообслуживания. Touch Bank использует дистанционную модель через онлайн (карты доставляются клиентам через курьеров). Touch Bank был запущен группой OTP в 2015 году.
По словам собеседников "Ъ", знакомых с позицией группы, публикация данных отдельно по ОТП-банку и Touch Bank обусловлена их финансовыми результатами. Так, согласно данным опубликованной отчетности ОТП-банка, в четвертом квартале (по сравнению с третьим кварталом) он сократил убыток на 98%, до 26 млн форинтов (1 руб.— 4,3 форинта, согласно среднему курсу рубля к форинту в четвертом квартале 2015 года, по данным отчетности банка), практически выйдя на безубыточность. В свою очередь, результаты Touch Bank за четвертый квартал — 2 млрд форинтов убытка (рост за квартал на 102%). Такая разница вполне объяснима: Touch Bank был запущен сравнительно недавно и на окупаемость еще не вышел. "Его убытки, в принципе характерные для новых проектов, оказывают значительное влияние на результаты ОТП-банка в целом",— указывает аналитик Moody`s Елена Редько.
Влияние Touch Bank на совокупные результаты российской "дочки" OTP Group растет от квартала к кварталу. Так, например, по данным банка, в третьем квартале доля Touch Bank в совокупном убытке с ОТП-банком составила 46%, в четвертом квартале она составила бы уже 97,2%. Разделение результатов должно улучшить отношения внешних аналитиков, инвесторов и прочих к российскому ОТП-банку, указывают эксперты. "Подробную разбивку по финансовым результатам банки, как правило, предоставляют только по запросам крупнейших рейтинговых агентств, многие рыночные аналитики, в том числе составляющие обзоры по финансовому сектору и подготавливающие комментарии по отдельным игрокам для своих клиентов, среди которых могут быть и потенциальные инвесторы, пользуются открытыми данными,— говорит партнер BDO в России Денис Тарадов.— Предоставляя отдельную разбивку по финрезультатам универсального и онлайн-банка, группа фактически объясняет суть убытков российской "дочки" рынку".