Китаю не жаль денег в рост
Ради прибавки к ВВП его власти умерят аппетиты военных
Власти КНР готовы поддерживать рост второй крупнейшей экономики мира почти любыми средствами, от снижения ставок до инвестиций в зеленую инфраструктуру, следует из докладов на открывшейся 5 марта сессии Всекитайского собрания народных представителей. Но возможности для поддержки небезразмерны: главный акцент сделан на оптимизации госсектора, но ужесточение бюджетной политики уже проявилось в ограничении расходов в военной сфере — впервые их рост не будет двузначным.
В субботу на открытии сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП; по его итогам должен быть утвержден 13-й пятилетний план экономического развития) премьер Госсовета КНР Ли Кэцян обнародовал новый ориентир роста в этом году — 6,5-7%. В среднем до 2020 года среднегодовой рост также обещан на уровне не ниже 6,5% (6,9% — в 2015 году). Ключевые показатели занятости сохранены: безработица среди городского населения не выше 4,5%, что эквивалентно созданию около 10 млн новых рабочих мест в год (13 млн — в 2015 году).
По части реформ ВСНП, по сути, закрепляет решения ЦК КПК, частично обнародованные в октябре. Так, несмотря на риск роста безработицы, Ли Кэцян призвал жестче бороться с "госкомпаниями-зомби" и сократить объем перепроизводства в традиционных отраслях — металлургии и добыче угля. Отчасти компенсировать потерю рабочих мест должен особый фонд в размере 100 млрд юаней ($15 млрд) для переобучения уволенных. Смягчить перестройку экономики должны новые средства господдержки (более $120 млрд в развитие железных дорог и зеленой инфраструктуры). Дефицит бюджета будет увеличен на 560 млрд юаней (до 2,18 трлн юаней, $340 млрд, или 3% ВВП). Регионам разрешено наращивать и без того объемные долги.
Среди новых обсуждаемых идей — либерализация регулирования рынка труда. Оно "контрпродуктивно, так как ведет к быстрому росту зарплат и перетоку рабочих мест за рубеж", заявил вчера министр финансов КНР Лоу Цзивэй. Речь идет о законе 2007 года, усложнившем процесс увольнения. По словам Ли Кэцяна, новым приоритетом должно стать не сохранение рабочих мест в отраслях, требующих дешевого труда, а создание высокотехнологичных производств. Компаниям, инвестирующим в НИОКР, обещаны налоговые льготы. "Стоимость рабочей силы действительно растет, на юге Китая трудоемкие производства уже нерентабельны",— отмечает директор программ Восточной школы Института востоковедения РАН Владимир Невейкин.
Рост же военного бюджета впервые будет однозначным — 7,6% (10,7% — в 2015 году), и некоторые военные уже неожиданно выразили открытое несогласие с такими ограничениями. Генерал-майор Цянь Лихуа, делегат НПКСК, назвал увеличение военных расходов наименьшим с 2010 года. Вице-адмирал в отставке Инь Чжуо в интервью гонконгской газете South China Morning Post заметил, что этот уровень неадекватен потребностям армии. "Общественное мнение в КНР поддерживает рост военных расходов,— говорит замдиректора Института стран Азии и Африки при МГУ Андрей Карнеев.— Возможно, таким образом Компартия посылает Западу сигнал о том, что повышать их более низкими темпами уже невозможно".
Поддержать рост власти Китая намерены и за счет дальнейшего смягчения условий кредитования (базовая ставка 4,35% против 6% в конце 2014 года). Риск оттока капитала Ли Кэцян в своем выступлении не упоминал, но по плану прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в 2016 году увеличатся с $126 млрд до $128 млрд, тогда как исходящие — с $118 млрд до $130 млрд, превысив объем входящих ПИИ. Отдельно в докладе комиссии выделены вложения в проекты "Нового шелкового пути" ($14,8 млрд в 2015 году). "Стагнация в одних секторах не отменяет растущей конкуренции и выдавливания зарубежных конкурентов в других",— отмечает Гордон Орр из McKinsey. Присутствие китайских компаний растет во многих потребительских секторах, от розницы до гостиничного бизнеса, добавляет Владимир Невейкин.
В целом заявления на сессии "скорее свидетельствуют о приоритете краткосрочной поддержки роста над борьбой с долгосрочными, в первую очередь финансовыми рисками",— полагает Джулиан Эванс-Притчард из Capital Economics. Статистика экспорта (упал в феврале на 25%) окажет давление на китайский ЦБ, что делает ослабление юаня почти неизбежным, несмотря на обещания Пекина, отмечает профессор экономики бизнес-школы HSBC при Пекинском университете Кристофер Болдинг.
Тем временем во внешней политике одним из приоритетов КНР становится защита соотечественников за рубежом, заявил глава МИД КНР Ван И. Для этого, по словам Ван И, Китай нарастил в этом году число патрулей в Аденском заливе, открыл первую военную базу в Джибути и стал главным донором войск для операций ООН. Китайский миллиардер Цзун Цинхоу поддержал министра, призвав соотечественников обратить взоры на Африку. "Им нужна индустриализация, нам нужны их ресурсы",— лаконично обрисовал он контуры китайской политики в регионе.