«Кремль никогда не принимает решения под давлением»
Надежду Савченко доставили в суд на последнее слово
Надежда Савченко выступит с последним словом. После этого суд удалится на вынесение приговора. Ранее прокурор запросил для нее 23 года лишения свободы. Надежда Савченко обвиняется сразу по трем статьям Уголовного кодекса России, в том числе по статье «Убийство». Следствие отмечает, что в результате в том числе и ее действий были убиты российские журналисты. На Украине Савченко считается политзаключенной. В ее защиту уже выступил Госдепартамент США, Европарламент и международные организации. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает жесткий приговор наиболее вероятным.
По версии следствия, офицер вооруженных сил Украины Надежда Савченко 17 июня 2014 года находилась в расположении батальона «Айдар» в Луганской области, где вела корректировку артобстрела блокпоста луганских ополченцев. В это время там находились, в том числе, российские журналисты Игорь Корнелюк и Антон Волошин. В результате этих действий они погибли. Прокурор объяснил поступки подсудимой ненавистью к мирным жителям Донбасса. По мнению гособвинения, летчица вступила в предварительный сговор с командованием батальона «Айдар» «с целью убийств, в том числе мирных граждан». Обвинение указывает на выводы экспертов о том, что Савченко присущи агрессивность и импульсивность, завышенная самооценка, а также склонность к демонстрационному поведению. Савченко свою вину категорически отрицает. Если кратко и по сути — она военнослужащая, выполняла приказ, «на войне как на войне». Ее защита утверждает, что во время того артобстрела офицер украинской армии уже находилась в плену и не могла быть корректировщиком.
«Если бы они были в бронежилетах и касках, они бы остались живы. Если бы они не лезли, куда не надо, они бы остались живы. Здесь была доказана вина русских телеканалов — они виновны в том, что отправляли своих людей ради красивой, красочной картинки, ради лживой информации на верную смерть — без подготовки, без защиты», — заявила Савченко.
Савченко объявила сухую голодовку в ответ на решение суда перенести ее последнее слово после праздников, на 9 марта. Украина призвала США и ЕС усилить давление на Россию. Госсекретарь Джон Керри назвал суд над Савченко «неуважением к международным нормам и обязательствам Москвы в рамках минских договоренностей». С аналогичным заявлением выступил и Европейский союз. Представитель МИД России Мария Захарова в ответ призвала США вспомнить о жертвах своего «левосудия» — Буте и Ярошенко.
Группа депутатов Европарламента намерена инициировать создание так называемого «списка Савченко» — по аналогии со «списком Магнитского». По современной российской традиции, когда проходит значимый процесс, многочисленные наблюдатели указывают на Кремль. Именно там, по их мнению, решается судьба украинской летчицы. Есть самая распространенная версия развития событий: Савченко осудят, но потом обменяют, например, на пленных российских граждан. Многое будет зависеть от отношений России и Украины: соответственно, чем лучше, тем больше вероятность освобождения Савченко. На сегодня, правда, отношения двух стран планомерно ухудшаются. Владимира Путина спрашивали об этом на двух его пресс-конференциях. В 2014 году президент ответил более чем жестко.
«Если в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства выяснится, что она здесь ни при чем, что она ни в чем не виновата, она немедленно будет освобождена. Если выяснится, что она виновата, что она действительно участвовала в этом убийстве, исхожу из того, что российский суд примет соответствующее решение. И она будет отбывать наказание в соответствии с решением суда», — пояснил президент Российской Федерации.
Через год, в декабре 2015-го, вопрос задавался уже в контексте обмена. Глава государства ушел от прямого ответа.
«Обмен должен быть здесь равноценным. Не секрет, наверное, что украинские власти считают тех, кто задержан и находится в Донбассе, людьми, которые подлежат обмену, а тех, кто содержится в тюрьмах на Украине, в Киеве, считают уголовными преступниками и выводят за рамки этого обмена. Вот с этим люди в Донбассе не согласны. Нужно подходить по-честному и сказать, что давайте менять всех на всех», — заявил Владимир Путин.
Есть устойчивый тезис о том, что Кремль никогда не принимает решения под давлением. Возможно, конечно, с Савченко изначально поторопились. Тогда, в разгар событий в Донбассе, нужно было осудить не ее конкретно, а некий символ «киевской хунты». Сейчас ситуация, конечно, иная — помягче. Но для Москвы важно сохранить лицо. Следовательно, жесткие заявления Запада и Киева не помогут. Теоретически обмен может состояться, но не сразу. Не исключено, что это будет долгий и большой торг. Для России важно хотя бы не ухудшать отношения с Западом, и здесь она рискует. Однако, скорее всего, Кремль посчитает, что это не тот повод. Есть дела поважнее, где стороны вынужденно взаимодействуют, например, глобальные вопросы по Сирии. Тем не менее, вероятность благоприятного исхода для Надежды Савченко есть, но очень небольшая. Считается, что в Кремле не любят нестандартных решений.