Экономика должна быть умной
Маленький гигант большой экономики — едва ли не в каждом регионе можно найти государство, подходящее под это определение. В Азии это крошечный Сингапур, явивший миру свое "экономическое чудо", или Гонконг — финансовая воронка АТР. На Ближнем Востоке это Израиль. Страна с восьмимиллионным населением, за неполные семь десятилетий породившая такое понятие, как "израильское экономическое чудо". При этом Россия и Израиль — это страны, обладающие схожим менталитетом и уже четверть века стремящиеся к устойчивому партнерству.
Начнем с главного. Израильское экономическое чудо построено не на сказочных запасах углеводородов, находящихся в распоряжении его многочисленных арабских соседей. Этим многое сказано. И это многое определяет. Слагаемые этого чуда — всемерная поддержка предпринимательства, создание благоприятного делового климата, развитие научно-технического потенциала, стимулирование высокотехнологических производств и в целом стратегическая ставка на инновации.
Особенность израильской экономической модели историк Барбара Тухман определяет так: "При всех своих проблемах Израиль имеет одно важное преимущество — чувство цели. Израильтяне могут не иметь изобилия или спокойной жизни. Однако они имеют мотив — то, что может быть убито изобилием".
Наблюдение весьма меткое. "Отсутствие мотива — это проблема для многих государств Персидского залива",— продолжают Дэн Сенор и Сол Сингер, авторы исследования "Нация умных людей. История израильского экономического чуда". И напоминают, что целеустремленности, активности и креативного подхода гражданам еврейского государства не занимать. На иврите такой подход определяется многозначным словом "хуцпа", означающим дерзость, уверенность в своих силах и исключительную силу воли.
В самом деле, за 67 лет своего существования страна научилась не только выживать, но и экономически преуспевать. Израиль стал экономическим лидером Ближнего Востока, причем без золотого дождя нефтедолларов. Ограниченность ресурсов не только мобилизует, но и служит гарантом устойчивости, которой так не хватает "сырьевым" или "нефтяным" экономикам. Это обстоятельство приобретает особое значение в условиях сегодняшней волатильности мировых цен на энергоносители.
Экономические успехи Государства Израиль подтверждают сухие статистические сводки. Судите сами: по данным Центрального бюро статистики Израиля и Банка Израиля, ВВП на душу населения за последний период составил $36,5 тыс., годовой рост ВВП — около 3%.
Как было сказано выше, такой прорыв за столь краткий по историческим меркам период стал возможным благодаря курсу на инновационное развитие. ВВП Израиля, как и у большинства промышленно развитых стран, на 66% состоит из сферы услуг, по большей части высокотехнологичных. Это делает Израиль одной из стран--лидеров в области высоких технологий. Ни для кого не секрет, что опыт Израиля как инкубатора высоких технологий привлекает иностранные компании со всего мира.
Большинство мировых корпораций, действующих в сфере информационных технологий, имеют НИОКР в Израиле. Например, Apple и Intel активно наращивают свое присутствие в стране. Мало кто знает о том, что именно в Израиле находится самый крупный исследовательский центр компании Apple за пределами США. А корпорация Intel, располагающая исследовательским центром и налаженным производством процессоров в Израиле, планирует построить в этой стране еще один завод.
По числу компаний, чьи акции котируются на NASDAQ, Израиль превосходит крупнейшие европейские страны, а также Южную Корею, Японию, Сингапур, Китай и Индию вместе взятых.
Это обстоятельство предопределяет одно из наиболее перспективных направлений российско-израильского делового сотрудничества, которое через 25 лет после восстановления дипотношений начало развиваться с чистого листа. В последние годы можно все чаще услышать рассуждения о том, что опыт Израиля в коммерциализации научных исследований и разработок вполне может стать важным, если не ключевым звеном сотрудничества с российскими специалистами.
Рассуждения эти небеспочвенны. Ведь Россия, желающая избавить свою экономику от нефтяной зависимости, уделяет все большее внимание развитию высоких технологий. И израильский опыт в этой сфере способен заинтересовать российские компании.
Однако высокие технологии далеко не единственная перспективная сфера сотрудничества Израиля и России. Вот примеры из других областей: две страны не первый год эффективно сотрудничают в области сельского хозяйства, транспорта, образования и энергетики.
В результате многолетнего делового партнерства российско-израильский торговый оборот превысил $3 млрд. Израиль экспортирует в Россию овощи и фрукты, медицинское оборудование, фармацевтическую продукцию. А Россия поставляет на израильский рынок полезные ископаемые, в том числе драгоценные и полудрагоценные камни, металлы, минералы и пшеницу.
Одной из особенностей израильско-российских торгово-экономических контактов является то, что они осуществляются на уровне частного бизнеса. Однако важную роль в этом играет и государство. Его главная цель — не введение ограничений и возведение искусственных барьеров, а, напротив, стабильный прирост товарооборота.
Учитывая это, одним из важнейших механизмов сотрудничества становится Российско-Израильская межправительственная комиссия (МПК). Это уникальная площадка, на которой обсуждается широкий круг вопросов, требующих решения и поддержки на высшем уровне.
Заседания МПК проходят ежегодно в Москве и Иерусалиме. Со стороны Израиля сопредседателем комиссии и главой делегации выступает министр алии и абсорбции Государства Израиль, министр по делам Иерусалима и диаспоры Зеэв Элькин, с российской стороны — вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.
Развитию делового сотрудничества должна способствовать достигнутая недавно договоренность о расширении списка израильских товаров, поставляемых на российский рынок. В него войдет и продукция пяти израильских птицефабрик. Ожидается, что вскоре будет достигнуто и соглашение о ввозе израильской молочной продукции — осталось решить ряд технических вопросов.
Резкие колебания курса рубля создают определенные проблемы для израильских экспортеров сельхозпродукции, увеличивая их риски. Но они входят в положение российских партнеров и делают все необходимое для обеспечения бесперебойных поставок товаров в Россию.
Российский рынок остается для израильских производителей сельхозпродукции очень привлекательным. И правительство Израиля предпринимает шаги для налаживания многоуровневых связей в этой сфере. В феврале состоялся визит в Москву министра сельского хозяйства и развития сельских угодий Израиля Ури Ариэля, во время которого он встретился со своим коллегой министром сельского хозяйства Российской Федерации Александром Ткачевым. Министры договорились о межгосударственном сотрудничестве, в частности о взаимной торговле продукцией АПК. Более того, во время этого визита состоялась встреча израильского министра с заместителем председателя правительства РФ Аркадием Дворковичем и были намечены конкретные действия по сближению России и Израиля и обмену опытом и разработками в области сельского хозяйства. Также поднимался вопрос о подписании в ближайшее время договора о зоне свободной торговли между Израилем и ЕврАзЭС. Помимо встреч на высоком уровне Ури Ариэль провел деловой завтрак с губернаторами и министрами сельского хозяйства регионов России, а также руководителями крупных российских и израильских компаний, занятых в сфере АПК. Участники обсудили основные вопросы российско-израильского сотрудничества, создание совместных предприятий, обмен аграрными технологиями и пр.
Еще одним примером плодотворного сотрудничества стала 19-я международная выставка и конференция AGRITECH, проведенная в прошлом году в Израиле, где прошел двусторонний форум АПК "Израиль--Россия".
Израиль и Россия — это страны, стремящиеся к устойчивому партнерству во многих сферах. Их население обладает схожим менталитетом, в Израиле очень много русскоговорящих, что облегчает взаимопонимание и помогает преодолевать трудности, тем более что в основе российско-израильского сотрудничества лежат большая взаимная заинтересованность и желание работать вместе.