«Hermes – это уважение к самому себе»
Вероника Нишаньян о мужской линии бренда
Миниатюрная француженка со сложной фамилией стоит во главе мужской вселенной дома Hermes последние 27 лет и не собирается сдавать позиции. Во время короткого визита Вероники в Москву на открытие бутика в ГУМе Натела Поцхверия встретилась с дизайнером и наговорила ей комплиментов.
— В первую очередь стоило бы поздравить вас с открытием двухэтажного бутика Hermes в ГУМе, это действительно очень значимое событие для Москвы. Но я все-таки хочу начать с проекта MANifest, который запустился не так давно. Я не могла оторваться от сайта несколько часов, пока все не изучила.
— Не говорите мне про открытие. Я всю ночь не спала, как ребенок, который ждет Рождества. Да, MANifest — это мой любимый проект. Я вложила в него душу. Вы знаете, что я занимаюсь всем, что дом Hermes делает для мужчин — одеждой, обувью, сумками,— и мне хотелось иметь единую платформу, чтобы общаться со своими клиентами и рассказывать им обо всех новостях нашего бренда. Мужчины же такие скромники — редко спрашивают о том, чего не знают. Сайт работает уже почти полгода, и мне ужасно интересно наблюдать за тем, как он развивается. На сайт ведь заходят не только прямые клиенты дома.
— Это то, за что я люблю интернет. Он дает возможность видеть всех заинтересованных лиц. Знать о них все, вплоть до возраста и привычек.
— Да, так и есть. Мы добавили много юмора на сайт, чтобы он был не только про одежду, но и про стиль жизни.
— Вы в бренде 27 лет...
— Да, это любовь.
— Любовь всей жизни?
— Так и есть, только мужу моему не говорите. (Смеется.) Когда счастливо влюблен, то не замечаешь, как летит время. Мне повезло в этом смысле.
— Но вы же замечаете перемены в компании?
— Конечно! С одной стороны, она растет и развивается, с другой — удивительным образом сохраняет свои ключевые ценности. Ремесла, например. И акценты! В Hermes в центре внимания всегда вещь, а не личность дизайнера.
— Кстати, да. И это то, за что я обожаю ваши вещи. В них всегда есть скрытые детали, которые не сразу бросаются в глаза. Некоторым вещам не помешала бы инструкция по эксплуатации.
— Да, я стараюсь в каждой коллекции придумывать какие-то "штучки" и "фишки". Hermes — не про огромные логотипы и выпендреж. Hermes — это в первую очередь комфорт и уважение к самому себе. Я как будто разговариваю вполголоса с клиентами, шепчу им на ухо через красивую подкладку или кожаную вставку внутри кармана. Очень интимный и тонкий момент моего общения с клиентом. Один мой друг как-то хвалил меня за потайной кармашек, который он случайно обнаружил в пальто через две недели после покупки. Помните, у Rolling Stones была песня "Time is on our side" — "Время на нашей стороне". Вот и в Hermes — время на нашей стороне. Во-первых, потому что покупатель и после покупки будто играет в интересную игру. А во-вторых, наши вещи так красиво стареют.
— Существует некий среднестатистический клиент дома, для которого вы шьете?
— При приеме на работу я говорила семье Дюма, владельцам дома Hermes, что никогда не буду делать несколько вещей: работать специально на одну категорию покупателей (например, молодых) и думать про конкретную целевую аудиторию. У меня много клиентов, я держу в голове много разных мужчин, для которых шью. Возраст вообще не критерий для меня. Свобода мысли, умение сочетать — это уже ближе к делу. Конечно, мы делаем дорогие вещи, потому что они высшего качества, и вопрос денег стоит не на последнем месте, но это вынужденная необходимость. Я не буду делать ни вторую линию, ни удешевлять одежду за счет менее качественных материалов.
— Помните свои студенческие годы?
— С 14 лет моей мечтой было работать с тканями и делать одежду. Я пошла учиться в Школу высокой моды в Париже — очень строгое и консервативное учебное заведение. Как-то мой педагог подошел к платью, над которым я трудилась, и со словами "Чудовищный рукав!" сорвал то, что я только что пришила. Я пришла в ужас. А через несколько лет этот человек искал работу, и я его взяла конструктором к себе. Жизнь — удивительная штука. Мы с ним вспоминали тот эпизод и много смеялись.
— Многие бренды закрывают свои линии pret-a-porter и уходят в кутюр.
— Да, так и есть. Они как будто заново открывают для себя то удивительное качество, которым славится кутюр. У нас в компании практически кутюрный подход к моде. Мы действительно очень много внимания уделяем качеству и деталям.
— У дома Hermes множество своих мастеров, которые владеют разными ремеслами и техниками. И вы с ними активно работаете. Неужели портные тоже из Франции?
— Нет, портных для мужских костюмов я ищу в Италии. К сожалению, Франция меня не удовлетворяет в этом вопросе. Мне же подавай все лучшее. Лучшие портные в Италии. Это касается и тканей. Я так много путешествую в поисках эксклюзивных и лучших тканей. Страшно сказать. Я знаю абсолютно всех поставщиков и могу сама рисовать карту мира тканей. Твид, кашемир, шерсть — я еду прямиком на фабрики. Эти люди всегда остаются в тени, но они — основа моего труда.
— Не знаю, как объяснить, но мне всегда казалось, что в ваших вещах есть душа. Я могу назвать еще парочку дизайнеров, столь же душевных. Может быть, еще сэр Пол Смит.
— Спасибо! Боже, это лучший комплимент, который вы могли мне сделать. Дело в том, что мне тоже так кажется. (Смеется.)
— Я читала ваше интервью в The Wall Street Journal. И мне запомнилась история о выставке тканей, на которой вы регулярно встречаете сэра Пола.
— Да-да, он всегда так рад меня видеть. Он высокий, а я, как вы видите, коротышка. У нас чудный дуэт. Так вот, он всегда подходит ко мне и говорит: "Привет, Вероника, и снова мы с тобой тут вдвоем".
— Может быть, именно поэтому ваши коллекции особенные? Вы трогаете ткани, общаетесь с поставщиками, вкладываете частичку себя в каждую вещь.
— Я ненавижу сложные цепочки "ассистент — ассистенту — а тот другому ассистенту" и потом, если ему повезет, его соединят с дизайнером. Общение — ключ к успеху. Я никогда не строила из себя "художника" и особо важную персону. Я столько любви в это вкладываю. Уверена, люди это чувствуют.
— Вы сами носите свои вещи?
— Конечно, я сама себя одеваю. Специально для меня шьют мужские туфли маленького размера. Так удобно. Я неплохо устроилась. Люди хвалят мою одежду, а я всегда отвечаю: спасибо, конечно, но это спецзаказ. Мне повезло, что скрывать. Нет синего свитера? Будет.
— Вы согласны, что мужчины более консервативны в выборе одежды, чем женщины? И покупают только нужные вещи?
— Да нет, зависит. Знаете, мужчины стали покупать так же, как женщины. Не по мере необходимости, а от души, что называется. Увидел отличный пиджак — почему бы не купить? Мы и запустили свой MANifest, потому что с мужчинами теперь можно разговаривать на другом языке.
— Можно я признаюсь вам в чем-то очень личном? Мой отец обожает Hermes, но иногда ему нравится вещь, а размера нет (он у меня очень высокий). Как быть?
— Есть возможность сделать у нас спецзаказ. Это моя любимая часть работы. Мы часто выполняем заказы актеров или музыкантов, когда они обращаются ко мне с просьбой сшить для них что-то особенное. Если я делаю это для себя, почему бы не сделать и для других? Так что передайте папе, что мы готовы пойти навстречу любой мечте. Скоро, думаю, услуга будет доступна и в Москве.
Фотограф – Сергей Иванютин
Коллажи – Nadin Lespoir
Cтилист и продюссер – София Бурнашева
Макияж и прическа – Вера Куликова
Модели – Lovech и Chest (Lumpen)
Вся одежда для съемки предоставлена брендом Hermes.