"У нас были разные взгляды и темпераменты"
АРТУР КИРИЛЕНКО, совладелец "Строймонтажа" и друг Сергея Полонского.
— Вы помните, когда впервые увидели Сергея Полонского?
— Да, это случилось во дворе жилого дома в украинском городе Горловка. Это произошло в 1983 году, нам тогда было по 11 лет. Сергей переехал из Ленинграда. На долгие годы он стал для меня не просто соседом по подъезду, но и другом. Первый совместный бизнес мы тоже начинали в юношестве. Сейчас это смешно, но тогда мы вначале продавали мороженое в поездах, а потом распространяли продукцию Herbalife.
— Когда вы начали заниматься уже серьезным бизнесом?
— Когда мы оба вернулись из армии, стали раздумывать, чем заняться дальше. Тогда решили, что необходимо перебираться в Россию: так, в 1993 году Сергей уехал в Петербург, где жил его отец, а я — в Москву, где жил мой папа. Поскольку Сергею удалось быстро зацепиться за первый контракт в Петербурге, мне пришлось переехать туда...
— ...куда вы и начали привозить строителей с Украины?
— Да. Схема была банальная: мы находили в Петербурге застройщиков, нуждавшихся в рабочей силе, и привозили ее с Украины. Для этого я вернулся на Украину: там занимался формированием бригад, а Сергей их встречал в России и отправлял на стройки. Потом мы менялись: Сергей — на Украине, я — в Питере. В начале 1994 года мы с Сергеем расстались, поскольку у нас были разные взгляды на развитие бизнеса и разные темпераменты. Полонский же эксцентрик и энергичный человек, ему все время хочется бежать впереди всех. А я другой: я могу разбежаться, достичь какой-то цели, но потом мне надо остановиться, посидеть и отдышаться. Правда, мы недолго вели раздельный бизнес: через год опять соединились. Тогда звонит мне Сергей и сообщает, что получил контракт, где заказчик готов вместо денег расплачиваться построенными площадями. Это был крупный подряд, и Полонский попросил меня ему помочь. Собственно, с этого момента мы начали заниматься не только стройкой, но и продажей недвижимости. Впоследствии в Петербурге у нас стали появляться площадки под застройку, которые мы начали развивать самостоятельно. Тогда и был создан "Строймонтаж", в котором у нас с Сергеем были равные доли. В начале 2000-х годов Сергей решил начать экспансию в Москву — я не особо хотел заниматься столичными стройками в силу своего темперамента. В итоге в 2003 году мы с Сергеем разделили бизнес: мне остался питерский, то есть "Строймонтаж", ему — московская компания, которую он переименовал в Mirax. Какое-то время у нас сохранялись символические доли по 10% в бизнесе друг друга, но реального участия в делах друг друга мы уже никогда принимали.
— Вы уехали от кредиторов за границу, а Сергей Полонский сейчас в тюрьме по обвинению в мошенничестве при строительстве двух жилых комплексов...
— Балтийский банк был самым непримиримым кредитором "Строймонтажа" (долг перед банком составлял 1 млрд руб.— "Ъ"), и в разгар кризиса 2009 года он обратил взыскание на залог и пытался взыскать мое личное имущество. Но сейчас банк находится в состоянии санации под управлением Альфа-банка (бывший владелец Балтийского банка и фактический инициатор банкротства "Строймонтажа" Олег Шигаев объявлен в розыск.— "Ъ"). Год назад Петроградский районный суд Санкт-Петербурга утвердил мировое соглашение между мною и структурами Балтийского банка.
— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Консультирую девелоперов в разных точках мира. К сожалению, у меня пока не получается инвестировать в эти проекты, но рассчитываю рано или поздно это сделать.
— Вернетесь в Россию?
— Сейчас, когда такая возможность появилась, надо будет это обдумать.