От провинции к столице
2015 год для культурной сферы региона оказался более чем плодотворным: масштабно прошла программа «Воронеж – культурная столица СНГ» (одноименный статус сроком на год был присвоен в 2014-м Воронежу и таджикскому городу Куляб), крупно заявил о себе новый проект – детский театральный фестиваль «Маршак», пришедший на смену аналогичной «Большой перемене». Открылся первый в России памятник уроженцу Воронежа, поэту и переводчику Самуилу Маршаку. Также внимание общественности и экспертов (в том числе федеральных) привлекла обновленная экспозиция «Вечный Египет» в музее имени Крамского, подготовленная к 200-летию собранной Отто Фридрихом фон Рихтером коллекции. Эксперты уверены, что под патронажем губернатора Алексея Гордеева и 2016 год, несмотря на сложную экономическую ситуацию, все равно станет для региональной культуры успешным.
Эпицентр искусства
Идея дать Воронежу статус культурной столицы СНГ принадлежала сопредседателю правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, спецпредставителю президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаилу Швыдкому (он не раз отмечал серьезные преобразования в культурной сфере Воронежа в период губернаторства Алексея Гордеева). Основная цель проекта «культурной столицы» – развитие искусства в нестоличных городах. Ранее аналогичный статус присваивался четыре раза: его получали белорусские Гомель и Могилев, кыргызский Ош, азербайджанский Габала, туркменский Мары, армянский Гюмри, казахский Алматы и российский Ульяновск.
Воронеж был предложен в качестве кандидата на звание культурной столицы СНГ по ряду причин. За последние несколько лет в области был отреставрирован Воронежский академический театр драмы имени Кольцова и построено новое здание для Камерного театра, реставрируют и реконструируют дворянские усадьбы, построена действующая копия первого российского линкора «Гото Предестинация», проведено много зарекомендовавших себя фестивалей. Всего, по данным областного департамента культуры, в рамках программы «Воронеж – культурная столица СНГ» прошло 56 мероприятий, участниками которых стали более 400 представителей стран Содружества, а всего – свыше 600 тыс. жителей и гостей региона. Финансирование производилось из областного бюджета с привлечением средств спонсоров и федеральной казны.
По словам худрука Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаила Бычкова, Воронеж мог и отказаться от этого статуса. «При обсуждении такой возможности эксперты, в число которых входил и я, исходили из того, что этот статус принесет прежде всего воронежцам. И мы согласились именно потому, что посчитали: будет только польза. Уже выросло поколение, которое не жило в едином советском пространстве, не участвовало в интенсивном культурном обмене, которое совсем незнакомо с культурой соседних республик. И то, что сделал Воронеж, – это не формализм, не проект для галочки, программа в рамках статуса культурной столицы СНГ реализована во всех сферах культуры на высоком творческом уровне», – вспоминает господин Бычков.
Продюсер «Джазовой провинции» Александр Лукинов отмечает, что статус оказался полезным и для организаторов различных мероприятий: «Мы участвовали в этой программе, при формировании состава участников “Джазовой провинции”, естественно, обратили более пристальное внимание на музыкантов из стран СНГ и нашли для себя много нового и интересного».
По словам директора художественного музея имени Крамского Владимира Добромирова, благодаря этой программе впервые в России удалось в рамках одной выставки собрать произведения членов президиума Российской академии художеств: «Объединить их – весьма сложная задача, потому что у них у всех очень выпуклое “Я” и они предпочитают выставляться персонально». Известный воронежский художник Сергей Горшков отмечает, что столичный статус особенно много принес тем, кто интересуется культурой и искусством.
2015-й на федеральном уровне был объявлен Годом литературы. В Воронеже также прошло немало соответствующих ему событий, в том числе два разных фестиваля, посвященных отбывавшему в облцентре ссылку поэту Осипу Мандельштаму. Первый – «Улица Мандельштама» (16-18 ноября) – был скорее «академический», рассчитанный на более узкую аудиторию, в нем поучаствовал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский. «Воронеж – литературный город, здесь столько памятников писателям и поэтам. Недавнее открытие памятника Самуилу Яковлевичу Маршаку – лучшее подтверждение и прекрасная демонстрация того, что гуманитарное направление не просто присутствует, но живет в Воронежской губернии», – заявил господин Сеславинский, отмечая, что благодаря губернатору в регионе уделяется много внимания творческому наследию Мандельштама, несмотря на его небольшой объем. Второй – «Мандельштамфест» (4-7 декабря) – прошел в Камерном театре (который получил на проведение грант от департамента культуры в размере 3 млн руб.) и был рассчитан на массового зрителя, чтобы, по задумке организаторов, «сотни и даже тысячи воронежцев открыли бы поэзию для себя». Для этой цели показали спектакли по стихам Мандельштама и не только, творческие вечера столичных поэтов, переосмысления рэперами классической поэзии, переработку стихотворений в русле традиций застольной русской и грузинской песни, музыкальный концерт по стихам обэриутов и многое другое.
Культурный локомотив
Все чаще и увереннее Воронеж заявляет о себе на фестивальной карте России. Эксперты единодушно в числе первых как главное событие отмечают Международный Платоновский фестиваль искусств, прошедший в начале июня уже в пятый раз. И в очередной раз побивший рекорд посещаемости – в 2015-м мероприятия фестиваля, по подсчетам организаторов, посмотрело в общей сложности 70 тыс. человек (в прошлом году – 65 тыс.), а участников оказалось около 700 деятелей искусства из 24 стран. Побил пятый Платоновфест и рекорд по затратам на организацию. Согласно данным дирекции фестиваля, бюджет в 2015 году составил 62 млн руб. (в 2014-м – 45 млн), в его структуре 30% (то есть около 18,6 млн) составили доходы от продажи билетов, 38% (23,56 млн) – спонсорские и благотворительные взносы, 27% (16,74 млн) – поступления из областного бюджета, 4% (2,48 млн) – из городского и 1% (620 тыс.) – из федерального. Серьезное увеличение суммы связано в основном с ростом курса валют и, соответственно, куда большими расходами на зарубежных участников. Кроме того, с 500 тыс. до 1 млн руб. выросла вручаемая в рамках фестиваля Платоновская премия, которую в 2015-м получил один из основателей постмодернизма в русской литературе Андрей Битов.
Помимо уже знакомых зрителю событий и мероприятий (концерт в парке дворца Ольденбургских в Рамони, литературная ярмарка, парад уличных театров), организаторы предложили два новых формата – open-air в автомобильном комплексе «Белый колодец» под Воронежем и арт-центр «Коммуна» в центре города. Первый вобрал в себя программу «Музыка мира», на одной сцене 7 июня в течение почти семи часов играли пять коллективов из разных стран, в творчестве которых так или иначе присутствует корневая музыка разных народов. В общей сложности, несмотря на некоторые организационные просчеты («узкие места» признаны дирекцией), в «Белом колодце» собралось около 3,5 тыс. человек. Арт-центр разместился в бывшей типографии газеты «Коммуна», где в свое время работал Андрей Платонов. Здесь были выставки, пресс-конференции, творческие встречи с участниками фестиваля, по вечерам показывали немое кино в сопровождении тапера – известного воронежского джазмена Игоря Файнбойма. За время фестиваля, по подсчетам организаторов, в арт-центре побывало около 8 тыс. человек. Впрочем, появится ли арт-центр в этом месте, неизвестно – еще в 2014-м местный бизнесмен Юрий Камзолов заявил о реновации этой территории, желая на участке площадью около 1 га возвести многофункциональный комплекс.
Работа над VI Платоновским фестивалем, который пройдет 2-14 июня 2016 года, уже идет. Михаил Бычков уже анонсировал театральную и музыкальную программы. В Воронеж приедут театральные компании из семи стран, пять спектаклей станут всероссийскими премьерами. В их числе и одна из постановок-открытий фестиваля – «Носороги» Роберта Уилсона, которые считаются «суперзвездой театрального авангарда». На фестиваль также приедут музыканты из 14 стран, многие из них (особенно заявленные в программе «Музыка мира») выступят в России впервые. На Платоновском фестивале официально откроется и Зеленый театр в Центральном городском парке («Динамо»).
«Я сторонник того, чтобы дальше, несмотря на очень серьезный достигнутый уровень, двигаться в сторону повышения качества, а не наращивания объема. К этому подталкивают в том числе сегодняшние экономические сложности. Не должно быть самоцелью количество посетивших мероприятия фестиваля людей. Мне важно, чтобы наконец воронежская фестивальная афиша стала абсолютно конкурентоспособна по отношению к любым другим фестивалям в любых других крупных городах. Кроме того, мы очень надеемся, что продолжится история с арт-центром “Коммуна” – эта площадка нам нужна. В том числе и для того, чтобы сделать ряд мероприятий для молодой публики, которая не отзывается на традиционные форматы фестиваля», – говорит господин Бычков.
Фестивальный отбор
Успешно в регионе прошли еще несколько фестивалей. Уже второй год в начале июля в парке дворца Ольденбургских в Рамони успехом пользуется «Усадьба Jazz», собравшая в 2015-м более 3 тыс. человек и на этот раз обошедшаяся без господдержки. Бюджет, по данным организатора и президента фестиваля Марии Семушкиной, превысил 4 млн руб.
Значимым фестивалем импровизационной музыки является «Джазовая провинция», уже который год неизменно собирающая полные залы. Придуманный 20 лет назад курским пианистом Леонидом Винцкевичем фестиваль в 2015 году прошел в 11 городах, а в Воронеже занял рекордные шесть дней – с 1 по 6 ноября.
По словам Александра Лукинова, отделить бюджет воронежской «Джазовой провинции» от бюджета всего фестиваля трудно, тем не менее на организацию было потрачено около 3-3,5 млн рублей. Из их 14-15% (то есть порядка 420-525 тыс. руб.) выделено в рамках программы «Воронеж – культурная столица СНГ», остальное – средства спонсоров и партнеров.
Практически параллельно – в дни школьных каникул (31 октября – 8 ноября) – впервые прошел детский театральный фестиваль «Маршак», заменивший аналогичную «Большую перемену», придуманную Эдуардом Бояковым. Организатором выступила дирекция Платоновского фестиваля, которой губернатор Алексей Гордеев дал задание сделать нечто подобное Платоновфесту, но для детей. По словам главы региона, «роль этого фестиваля – показать вам, что такое любовь, добро, ценности, как сделать так, чтобы вы были счастливыми людьми». Бюджет «Маршака» превышал 15,8 млн руб., из которых 9,3 млн были получены из областной казны в рамках программы «Воронеж – культурная столица СНГ», 6,4 млн – доходы от продажи билетов, остальное – спонсорские средства. Всего фестиваль посетило около 18 тыс. человек, которые посмотрели 49 показов 25 спектаклей, десять показов видеомэппинга и посетили семь мастер-классов.
«Созданный нами формат стопроцентно востребован публикой и профессионалами. Едва ли не 100% билетов было раскуплено, а Воронеж, и это отметили в том числе специалисты Международной ассоциации театров для детей и молодежи (АССИТЕЖ), стал новой точкой на карте детского фестивального движения. Уверен, что последующие фестивали “Маршак” проводить будет легче: формат уже задан, кураторы могут год от года менять ракурсы, не меняя общей архитектуры фестиваля», – считает куратор художественной программы «Маршака» Михаил Бычков.
Однако из-за пересечения «Маршака» и «Джазовой провинции» многие зрители не смогли попасть и туда, и туда. Организаторы «уже задумались о том, что эти фестивали надо разводить по времени». Вопрос о том, что эти мероприятия в 2016 году не пройдут, не стоит. «Вот только недавно беседовали с Леонидом Винцкевичем, говорили, что в этом году надо еще более плотно работать с фондами, посольствами и культурными центрами разных стран. Именно эта работа позволит сохранить высокий уровень участников фестиваля при сложившейся экономической ситуации. Система тут такая, что если наши интересы совпадают, то такие посольства и центры помогают привезти интересных музыкантов. Тем самым мы минимизируем свои издержки. И, конечно, мы очень надеемся на государственную поддержку в лице региональных властей, ведь фестиваль стал значительным событием в культурной жизни города, а такая поддержка ему просто необходима для усиления культурно-просветительской и образовательной программы», – говорит Александр Лукинов.
В то же время ряд фестивалей в Воронеже закрылся. В прошлом году арт-группа «Квадрат», попав «в жесткий финансовый кризис», свернула два своих главных проекта – фестиваль современного искусства «Чернозем» и творческий конкурс для талантливой молодежи «Культпоход». Последний с 2011 по 2014 год «Квадрат» проводил совместно с областным департаментом образования, науки и молодежной политики. И благодаря конкурсу о себе довольно громко заявили молодые литераторы, художники и музыканты, которые, по словам руководителя арт-группы Дмитрия Большакова, организовали полноценное сообщество. Фестиваль «Чернозем» знакомил воронежцев с авангардными направлениями в разных сферах искусства, в рамках фестиваля выходец из знаменитых «Митьков» Александр Флоренский создал «Воронежскую азбуку» – ироничный и стильный путеводитель по городу. «Закрытие “Чернозема” – печальный факт для Воронежа, который претендует на роль одной из культурных столиц России. Региональной власти стоит поддерживать проекты, которые родились снизу и которые занимаются актуальным искусством. Это тоже один из факторов так называемой “культурной столичности”», – считает господин Лукинов.
Культура в головах
Другой значимой потерей для города стал известный театральный продюсер Эдуард Бояков, ушедший с поста ректора Воронежской государственной академии искусств (ВГАИ, ныне – институт, ВГИИ) и изрядно взбаламутивший жизнь региона. Его деятельность расколола культурное сообщество, при этом большинство экспертов в целом оценивали начинания господина Боякова положительно.
Он приехал в Воронеж в 2013 году по приглашению губернатора Алексея Гордеева и неоднократно признавался в интервью, что его основным намерением было исследование местной культурной среды, а академия искусств творчески интересовала его лично. Но в мае 2015-го господин Бояков покинул пост ректора ВГАИ, а вместе с ним и Воронеж. Как утверждали в его окружения, экс-ректора «заела среда», сам он заявил о том, что ему «не хватило лоббистcких способностей». Для исследования местной среды Эдуард Бояков привлек 35 воронежских и московских экспертов, итогом работы которых стал доклад «Воронежский пульс: культурная среда и политика» на 470 страницах. Он вызвал множество споров, его называли и «непрофессиональным и поверхностным», и «честным анализом».
Деятельность господина Боякова вызвала целый ряд изменений в академии искусств. Желая создать «лучший культурный вуз страны», экс-ректор собирался готовить кинооператоров, продюсеров, звукорежиссеров и специалистов по саунд-дизайну, приглашал в качестве лекторов видных российских деятелей культуры. А художник и скульптор Михаил Шемякин осенью 2014 года набрал собственный курс по живописи. У вуза появились серьезные воронежские и московские спонсоры, Фонд развития ВГАИ. Кроме того, академия получила под учебные помещения находящееся в самом центре города здание бывшего гарнизонного Дома офицеров (до революции – Мариинская гимназия), принадлежащее Воронежской филармонии. Там проводились не только занятия студентов, но и выставки, концерты, мастер-классы, прошел ряд организованных господином Бояковым фестивалей.
2015 год в целом был богат на ряд отставок, назначений и перестановок в сфере культуры. Так, наконец-то обрел своего руководителя департамент культуры. Его главой с 17 июня назначена Эмилия Сухачева. Пост с октября 2014 года после «досрочного прекращения полномочий» Елены Ищенко оставался вакантным – все это время госпожа Сухачева была первым заместителем. Власти объявили конкурс, в том числе разместили вакансию на HeadHunter. Однако по итогам ни одну из восьми заявок не утвердили. В результате губернатор назначил руководителем Эмилию Сухачеву.
1 декабря департамент культуры не стал продлять контракт с одним из старейших театральных деятелей региона – худруком и главным режиссером Театра юного зрителя Александром Латушко, который руководил им больше 20 лет. Решение стало неожиданностью и для самого 70-летнего Латушко. Одной из вероятных причин стала политика омоложения руководства творческих организаций, которую продвигает Минкульт. Исполняющим обязанности главного режиссера ТЮЗа стал 36-летний режиссер, руководитель инклюзивного «Театра равных» Вадим Кривошеев. Александр Латушко устроился режиссером-постановщиком в филармонию. В департаменте культуры сообщили, что в 2015 году приступили «к формированию кадрового резерва для замещения руководящих должностей в подведомственных учреждениях культуры». Касательно политики омоложения кадров чиновники также добавили, что руководствуются принципом законности: «Продление или прекращение трудовых отношений с руководителями учреждений осуществляется в строгом соответствии с действующим трудовым законодательством».
Инициатива поощряема
Специалисты уверены, что и в 2016 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, культурная сфера будет богата мероприятиями, и – главное – все они будут востребованы воронежцами. В первую очередь потому, что люди привыкли к тому, что в городе постоянно что-то происходит. Как метафорически выразился Владимир Добромиров, «рыбак прикормил свою рыбку».
По мнению Михаила Бычкова, есть люди, для которых «культурная, духовная жизнь не менее важна, чем хлеб насущный»: они будут приходить на спектакли, концерты, выставки, пока будут понимать, что их кормят не эрзацами. «Но свою роль играет, конечно, и “доступность” культуры – надо предлагать более экономически приемлемые проекты для людей, испытывающих определенные материальные трудности. Например, в Камерном мы довольно долго не повышаем цены на билеты и не планируем это делать, несмотря на то что цены вокруг растут. Надеюсь, не будем повышать цены и на мероприятия Платоновского фестиваля, несмотря на то что в афише много иностранных участников, а курс валюты растет. Но это будет зависеть и от попечительского совета фестиваля, и от поддержки областного правительства», – добавляет господин Бычков.
Александр Лукинов замечает, что именно плачевная ситуация в экономике может стать фактором, который увеличит посещение культурных и развлекательных мероприятий: «На фоне безрадостной картины вокруг людям захочется чего-то иного. Но это при условии, что население будет платежеспособно: сейчас не каждый может себе позволить заплатить даже тысячу рублей за билет».
Сергей Горшков надеется на работу энтузиастов и частные инициативы, которых в Воронеже насчитывается немалое количество: «Думаю, благодаря им будет делаться многое, в том числе то, чего раньше не делалось. Как бы ни говорили, что мы живем в провинции, чуть ли не у черта на куличках, на самом деле Воронеж стал по существу если не культурной столицей СНГ, то крупным культурным центром. В том числе благодаря многим инициативным творческим личностям».
Евгений Лебедь уточняет, что главное при этом не количество инициатив, а их качество: именно оно будет иметь крайне важную роль в условиях кризиса, когда люди станут более внимательно выбирать, куда сходить. «Если у руля будут стоять заинтересованные люди, то они смогут развить свою идею до хорошего уровня. Конечно, не нужно ограничиваться одним большим мероприятием в год, нужно постоянно держать людей в “культурном тонусе”», – добавляет господин Лебедь.
2016-й объявлен Годом кино, и есть вероятность, что он затронет и Воронеж. Организатор фестиваля короткометражного кино Евгений Лебедь ожидает, что «многие хорошие проекты в сфере кино будут поддерживаться как органами власти, СМИ, так и бизнесом». По его словам, в 2015-м на «Новый горизонт» было прислано 320 фильмов из 19 стран, сейчас кураторы думают о расширении форматов.
«Воронежская область. Итоги-2015»