DAF столкнулся с "Дискавери"
Производитель грузовиков судится с сервисным центром
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти начал рассмотрение иска компании DAF (Нидерланды), производящей грузовики, к петербургскому ООО "Дискавери", которое занимается ремонтом автомобилей DAF и продажей запчастей к ним. Иностранная фирма просит суд запретить ответчику использование товарных знаков DAF, что нарушает ее исключительные права, и взыскать 1 млн рублей в качестве компенсации.
Производитель грузовиков зарегистрировал товарные знаки, три из которых петербургская фирма использовала в печатном рекламном объявлении в журнале "Ваше авто" и на своем здании. Знаки представляют собой аббревиатуру DAF с чертой по нижнему краю букв, выполненные в разной цветовой гамме.
Истец, чьи интересы в судебном процессе представляет известная юридическая фирма Baker & McKenzie, не давал разрешения "Дискавери" на использование товарных знаков упомянутыми способами. По мнению истца, подобная практика может ввести в заблуждение пользователей тем, что сервисный центр "Дискавери" является официальным сервисным центром DAF. Заявитель не может контролировать качество услуг, оказываемых ответчиком. Это может негативно сказаться на репутации истца и привести к потере клиентов: потребитель, принявший "Дискавери" за официальный центр DAF, может остаться недовольным качеством оказанных услуг и принять решение о приобретении автомобиля другого производителя, считают истцы.
DAF считает поведение ответчика недобросовестным. Как следует из иска, официальные дилеры несут повышенные расходы, приобретая специальное диагностическое оборудование, инструменты и программное обеспечение. Неофициальные сервисные центры не несут аналогичных расходов, но за счет использования товарных знаков привлекают клиентов. Вероятные убытки DAF в иске оцениваются около 10 млн рублей. Указанная сумма — это обязательные расходы, которые несет официальный дилер при открытии сервисного центра по закупке диагностического оборудования, инструментов и программного обеспечения у DAF.
Группа компаний "Дискавери" занимается эксплуатацией техники DAF и импортных полуприцепов с 1996 года. C 2002 года осуществляет их техническое обслуживание и ремонт, а также продажу оригинальных запчастей DAF. Автопарк группы компаний осуществляет международные перевозки и насчитывает 40 автопоездов, большинство тягачей которых марки DAF.
Аналогичные иски, как отметил Георгий Мелков, старший юрист юридической конторы Гессена, представляющей интересы "Дискавери", DAF предъявил к автомастерским в Екатеринбурге и Воронеже.
Как сообщил господин Мелков, их клиент является официальным партнером официального дилера DAF в Московской области — компании "Стройавтоматика", у которой, собственно, и закупает запчасти. По мнению юриста, его клиент ничего не нарушал, наоборот, исполнил российский закон о защите прав потребителей. "Наше законодательство требует предоставлять потребителю полную информацию о товарах или услугах. "Дискавери" указывает, что он, в том числе, ремонтирует грузовики DAF и продает к ним запчасти. Не давая этой информации, мой клиент будет вводить потребителей в заблуждение, то есть нарушать закон", — уточнил господин Мелков. По мнению юриста, в данной ситуации применимо понятие "исчерпания исключительных прав": запчасти DAF введены в гражданский оборот на территории РФ с согласия правообладателя, следовательно, в дальнейшем эти запчасти можно продавать с использованием товарного знака без согласия правообладателя. При этом Георгий Мелков ссылается на постановление президиума ВАС от 2004 года, в котором разъясняется, в том числе, использование товарных знаков центрами автосервиса. "Если следовать логике истца, то можно дойти до абсурда. К примеру, "Дискавери" занимается грузоперевозками, используя грузовики DAF, и сам их ремонтирует. Во время ремонта товарный знак, размещенный на автомобиле, видят посторонние лица. То есть тогда надо запретить "Дискавери" заниматься ремонтом своего имущества?" — удивляется юрист.
В картотеке арбитражных дел с 2014 года зарегистрировано пять исков DAF Trucks N.V. к компаниям из Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Воронежской и Московской областей. Все они касаются использования товарного знака. На сегодня арбитражи удовлетворили уже три иска, оставшиеся два находятся на рассмотрении.
На главной странице официального сайта DAF Trucks LLC, официального представительства DAF Trucks N.V. в России, говорится, что "случаи неправомерного использования третьими лицами товарных знаков DAF" участились. В России насчитывается 30 дилерских центров и сервисных партнеров компании. В DAF Trucks Rus LLC уверяют, что не преследуют цели сделать остальные компании, осуществляющие сервисное обслуживание грузовиков DAF, официальными дилерами производителя. "Это является целью самих компаний, которые направляют нам заявки на получение официального статуса, чтобы обеспечить клиентов полным спектром услуг и продукции", — уверены в представительстве.
Выбор партнеров осуществляется на конкурсной основе. "От кандидатов требуется наличие профессиональной команды, готовность к инвестициям в строительство дилерского или сервисного центра по стандартам DAF", — говорится на сайте компании. Претендент должен проработать в автомобильном бизнесе не менее пяти лет. Кроме того, обязательным условием является наличие в собственности или долгосрочной аренде земельного участка, расположенного на первой линии оживленной магистрали, площадью не менее 0,7 га. Земля нужна для строительства дилерского центра по стандартам DAF.
Впрочем, как выяснил "Ъ", из любого правила бывают исключения. Так, у компании ООО "ЛенГо СПб", единственного официального дилера DAF в СЗФО, нет собственного дилерского центра — в компании пояснили, что помещения под дилерский центр ООО арендует. Условия аренды в компании не раскрыли.
Старший партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев считает, что данным судебным процессом DAF, возможно, посылает сигнал бизнес-сообществу: "Компания хочет показать, что не позволит любой фирме, вне зависимости от ее размеров, незаконно использовать свои товарные знаки". По мнению господина Гущева, западные держатели брендов регулярно обращаются в российские суды за защитой своих товарных знаков. "Активность сохраняется на уровне прошлых лет, я не наблюдаю роста числа исков от иностранных владельцев товарных знаков", — добавляет юрист.
"Судебная практика по такого рода делам разнородна и зависит от деталей дела, а именно от контекста использования товарного знака, — говорит Антон Нефедьев, старший юрист практики разрешения споров Goltsblat BLP. — В ситуации с рекламными материалами у ответчика есть шанс доказать, что товарный знак размещен в информационных целях — в целях донесения до потребителя информации о бренде, с которым работает ответчик. Информационное использование нарушением не является, в ситуации же с товарным знаком на здании шансов у истца больше, поскольку подобное использование может быть расценено судом как использование товарного знака в отрыве от товара и не в информационных целях, а в целях создания видимости того, что ответчик является официальным дилером правообладателя".