Стройка пошла под снос
Из-за кризиса девелоперы уходят с рынка
Текущий кризис уже нанес существенный урон строительной отрасли. По оценкам Рейтингового агентства строительного комплекса, в 2015 году число обанкротившихся застройщиков выросло в пять раз и достигло 2,7 тыс. Неприятности для девелоперов продолжаются и в этом году, только по итогам января потерпели крах еще 167 компаний. Участников рынка подводят высокий уровень закредитованности и отсутствие индексации по госзаказам. Следствием обострения ситуации может стать рост числа срывов договорных обязательств подрядчиков, снижение темпов строительства и замораживание работ.
По итогам 2015 года в целом по России банкротами признано 2,7 тыс. застройщиков, что в пять раз превышает показатели 2014 года, говорится в исследовании Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК). По прогнозам агентства, негативный тренд сохранился и в начале 2016 года: так по итогам января банкротами стали 167 компаний, это на 81% выше января 2015 года. В РАСК уточнили, что большинство банкротов нынешнего кризиса — малые предприятия, осуществляющие функции подрядчиков и субподрядчиков при строительстве.
Увеличение темпа банкротств застройщиков аналитики связывают с ростом объема непогашенных обязательств. Это может привести к росту числа срывов договорных обязательств подрядчиков, снижению темпов строительства и замораживанию работ, уточняют в РАСК. Старший аналитик Sberbank CIB Юлия Гордеева согласна, что у застройщиков сейчас высокий уровень закредитованности. По ее словам, на строительный сектор приходится около 16% неуплаченных долгов. "Ждать улучшений в этом году не стоит: объем финансирования госстроек сократился и компаниям сейчас сложнее получать заказы",— добавляет госпожа Гордеева. Второй проблемой она называет рост стоимости строительных работ на 8-10% на фоне того, что реально увеличивать расходы бюджета на возводимые объекты чиновники не готовы. "В кризис 2009 года застройщики могли поторговаться за увеличение стоимости контракта",— вспоминает эксперт.
В то же время госпожа Гордеева считает, что рост числа банкротств едва ли приведет к увеличению на рынке стресс-активов: все имущество уходящих с рынка компаний подрядчиков чаще всего представляет собой лишь взятую в лизинг технику.
Сейчас закредитованность застройщиков превышает уровень 2009 года, отмечает консультант практики "Девелопмент" группы "НЭО Центр" Алена Чупракова. По ее мнению, проблемы начались из-за недальновидной политики самих компаний: до наступления текущего кризиса застройщики зачастую вкладывали средства от покупателей одного объекта в развитие дальнейших планов, формируя некую финансовую пирамиду. "Но сейчас другая ситуация на рынке, поэтому некоторые застройщики вынуждены были брать кредиты для завершения домов, где квартиры уже распроданы",— рассуждает госпожа Чупракова. Именно здесь у строителей начинаются проблемы: по ее оценкам, если привлечение финансирования составляет более 50% от стоимости объекта, банк берет под обеспечение недостроенные площади с коэффициентом 0,5 — таким образом, в залоге у него оказываются все нераспроданные площади. "Это повышает риск дефолта в случае уменьшения стоимости залоговых квартир",— считает госпожа Чупракова.
Сокращение числа строительных компаний происходит на фоне общего снижения производственной активности. По расчетам Росстата, в 2015 году в стране введено 83,8 млн кв. м жилья, всего на 0,5% меньше, чем по итогам 2014 года. Но в РАСК уточняют, что большая часть сданных проектов заявлена ранее 2014 года. Доля объектов, начатых в 2015 году, в общем объеме строительства жилья (согласно декларациям, подписываемым девелоперами в рамках 214-ФЗ) составляла 13%, в 2014 году их было 44%.
Общее снижение объема строительных работ по итогам 2015 года в РАСК оценивают в 7%. Похожую тенденцию аналитики уже отмечали в кризис 2009 года, когда длительный рост производственной активности сменился падением на 13,2% за год. При этом госпожа Чупракова полагает, что текущий кризис для застройщиков проходит значительно мягче, чем семь лет назад, так как в 2008-2009 годах катастрофически сократился платежеспособный спрос и власти не поддерживали отрасль субсидированием ставок по ипотеке (см. стр. 8), как сейчас.