АвтоВАЗ куда вырулит?
Прямая речь
Николай Меркушкин, губернатор Самарской области:
— На АвтоВАЗе ситуация непростая. Недавно предприятие перешло на четырехдневную рабочую неделю. Сокращение зарплаты на 20 % — это тоже сегодня волнует работников АвтоВАЗа. Мы попытаемся это компенсировать деньгами, которые придут по линии министерства труда на организацию временных работ. Но пока до конца не отработан порядок и непонятно, сможем ли мы тем людям, которые будут выходить на один день на общественные работы, организовать существенные выплаты. Мы планируем на эти цели выделить средства и из бюджета Самарской области, чтобы это была не просто временная занятость, а организация существенных работ по благоустройству города Тольятти. Сейчас эта тема обсуждается, и, я думаю, в течение марта мы с министерством труда придем к конкретному результату. Может быть, завод пойдет нам навстречу, и рабочий график на АвтоВАЗе для этого будет частично изменен.
Депутат Госдумы, первый вице-президент союза машиностроителей России Владимир Гутенев:
— На мой взгляд, даже в сложный период падения покупательского спроса на автомобильном рынке в России АвтоВАЗ благодаря политике Бу Андерссона достиг определенных успехов. В частности, это запуск двух новых моделей, которые, я считаю, имеют хорошие рыночные перспективы в России, и, не исключаю, за рубежом. Несомненно, были и ошибки. В первую очередь, это расширенное сотрудничество с зарубежными поставщиками комплектующих. Это своего рода недопонимание ситуации со стороны руководства АвтоВАЗа, когда государство оказывает существенную помощь отечественному автопрому, а это и утилизация, и субсидирование процентных ставок, и многое другое. Я считаю, что АвтоВАЗ должен стать более открытым в собственной политике сокращения издержек. На мой взгляд, требуется глубокий анализ работы с зарубежными поставщиками. Есть информация, которая, безусловно, требует проверки, что по некоторым позициям АвтоВАЗ закупал у зарубежных поставщиков комплектующие дороже, чем предлагали отечественные предприятия. Возможно, необходим некий экспертный пул из представителей Ростеха, альянса Renault-Nissan, власти Самарской области и отраслевых экспертов, которые могли бы оперативно мониторить торги и тендеры АвтоВАЗа, смотреть, по какой цене закупаются детали у иностранных поставщиков, и, возможно, где-то эти позиции замещать российскими комплектующими. По моим оценкам, например, из более 2 тыс. турецких комплектующих 1,5 тыс. безболезненно можно заместить нашими отечественными, в том числе изготовленными в Самарской области.
Дмитрий Микель, спикер думы Тольятти:
— Мы с оптимизмом смотрим в будущее АвтоВАЗа, несмотря на то негативное информационное пространство, которое, на мой взгляд, во многом искусственно было создано вокруг предприятия. Те изменения, которые происходят, несут определенную логику. Надеемся, они оправданы руководством, пока еще действующим, и экономически, и стратегически. Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, особенно в автомобилестроении, надеемся, АвтоВАЗ находится в более выгодном положении, чем другие автопроизводители страны. Также рассчитываем на увеличение производства, в частности, на расширение нашей марки Lada, и, возможно, не на выход на безубыточность в ближайшее время, но хотя бы на сокращение убытков. Кроме того, нас волнует занятость. Работники АвтоВАЗа, квалифицированные кадры должны быть полностью задействованы, тогда завод будет реальным производством, а не скатится к тому, чтобы стать площадкой для сборки.
Сергей Зайцев, председатель профкома АвтоВАЗа:
— Перспективы у АвтоВАЗа такие: это высокое качество автомобилей по разным ценам, это новые модели, это выпуск Lada Vesta в кузове «универсал», это разработка Lada Xray 4х4, последнее сейчас обсуждается. Конечно, революционно ситуацию на рынке не изменить, она зависит от покупательского спроса. Но мы также надеемся на то, что АвтоВАЗ перейдет на пятидневную рабочую неделю без существенных сокращений. Январь-февраль — не показательные месяцы для автопрома, рассчитываем на положительную динамику в апреле-мае. И тогда будем просить вернуться к пятидневке, хотя бы по отдельным производствам. Наверное, это будет обсуждаться уже с новым руководством, с которым, надеемся, будет выстроен конструктивный диалог.
Петр Золотарев, председатель профкома межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» в Самарской области:
— Для работников АвтоВАЗа отставка Бу Андерссона в лучшую сторону ничего не решает. Кто бы ни пришел на место президента компании, он столкнется с теми же трудностями, а это в первую очередь сложная макроэкономическая ситуация. Спроса нет, покупательская способность очень низкая, люди экономят на еде, что уже говорить о приобретении автомобиля — это дорогостоящая покупка. Пока эти проблемы не будут решены на глобальном уровне, говорить об изменении ситуации на АвтоВАЗе не приходится.