АвтоВАЗу ищут нового варяга
Его имя будет объявлено на следующей неделе
Как и предполагал „Ъ“, президент АвтоВАЗа Бу Андерссон, руководящий заводом чуть больше двух лет, в ближайшие дни уйдет в отставку. Акционеры завода — «Ростех» и альянс Renault-Nissan объявят имя нового президента на заседании совета директоров, которое состоится 15 марта. Скорее всего, Бу Андерссона сменит иностранный топ-менеджер из Renault.
О том, что Бу Андерссон в ближайшие дни покинет пост президента АвтоВАЗа, в понедельник официально объявили акционеры компании — Alliance Rostec Auto BV. «На 15 марта запланировано заседание совета директоров АвтоВАЗа, на котором, как ожидается, будет объявлено, кто сменит Андерссона. Его преемнику предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса», — говорится в сообщении Alliance Rostec Auto BV.
По словам высокопоставленного источника „Ъ“, близкого к акционерам, новым президентом скорее всего будет иностранец. Это подтверждают и другие собеседники „Ъ“ по словам которых, руководителя АвтоВАЗу Renault «подыскивает на своих заводах в других странах».
Источник „Ъ“, близкий к акционерам, отмечает, что вместе со сменой президента завода, «возможно, вскоре будет принято решение о реконфигурации управляющего органа». Он поясняет, что может понадобиться «создание дополнительной позиции для эффективного взаимодействия с органами госвласти и соблюдения интересов государства, в частности, для курирования вопросов социальной политики». Скорее всего это произойдет за счет создания на АвтоВАЗе новой должности, а не изменения состава совета директоров, говорит источник „Ъ“.
Слухи о скором увольнении Бу Андерссона в отрасли ходят с конца декабря — после относительно неудачного запуска Lada Vesta. Из-за этого господина Андерссона критиковали акционеры, рассказывали источники „Ъ“, но удар пришелся на ряд вице-президентов, которых обвиняли во всех проблемах завода и уволили. Но недовольство президентом АвтоВАЗа было и раньше: глава «Ростеха» (владеет блокпакетом АвтоВАЗа) Сергей Чемезов заявлял в ноябре, что, сокращая рабочие места, нужно было действовать «деликатнее». Тогда он отмечал, что вопрос о смене топ-менеджмента завода «пока» не стоял. А на прошлой неделе в интервью The Wall Street Journal господин Чемезов заявил следующее: «Сейчас нам нужен другой человек. Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона».
Впрочем, основная публичная критика шла скорее от «Ростеха» — глава Renault-Nissan Карлос Гон выбирал более обтекаемые формулировки. Так, он философски отметил, что «вечно этим заниматься никто не захочет, это очевидно, со временем любой из нас, выполнив свою задачу, уступает место другому человеку».
Нарастало недовольство и кадровой политикой в отношении топ-менеджмента: Бу Андерссон регулярно привлекал экспатов. Еще одним значимым фактором стали сложные отношения с российскими поставщиками. В ряде случаев господин Андерссон предпочитал им зарубежные аналоги, а отечественных контрагентов максимально продавливал по цене. В середине февраля, возможно, финальной точкой в карьере Бу Андерссона стала публикация финансовой отчетности за 2015 год с убытком, который вырос втрое, почти до 74 млрд руб. Причем аудиторы и сама компания в отчетности извещали о необходимой докапитализации, скорее всего, за счет Renault-Nissan.
На фоне того, что «каждое решение топ-менеджера вызывало раздражение», в отрасли отставка Бу Андерссона стала довольно ожидаемым событием — дошло до того, что на рынке принимались ставки на то, когда конкретно он будет уволен. Некоторые собеседники „Ъ“ полагали, что топ-менеджеру просто не продлят контракт в конце года, другие были уверены, что отставка случится вскоре после объявления финрезультатов.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что проблемы АвтоВАЗа не решить увольнением Бу Андерссона, они останутся, пока ситуация на рынке не улучшится. По его мнению, важно, чтобы новый президент завода был свободнее в действиях и не зависел от решений акционеров, в том числе в вопросах оптимизации издержек и реструктуризации непрофильных активов. Управляющий партнер кадрового агентства Winner Partners Григорий Окунь говорит, что в автопроме нетрудно найти нового топ-менеджера. Он согласен, что если новый глава АвтоВАЗа будет иностранцем, вероятнее всего, его пригласят из Renault-Nissan с опытом работы на развивающихся рынках. Но в ситуации с АвтоВАЗом вряд ли удастся применить кальку с западных производств, полагает господин Окунь.