«Доходы потребителя остались на прежнем уровне, а цены выросли»

Российские интернет-магазины теряют популярность

Россияне стали реже делать покупки в отечественных интернет-магазинах. Об этом сообщил президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. По его словам, количество покупок в минувшем году сократилось на 17%. При этом в денежном выражении объем покупок в российских интернет-магазинах вырос более чем на 7% — до 541 млрд руб. Эти данные объясняются чисто экономическими факторами, пояснил исполнительный директор АКИТ Артем Соколов.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«У нас очень серьезно изменился курс рубля по отношению к другим валютам. Доходы потребителя остались на прежнем уровне, а цены выросли, поэтому в штучном выражении заказов, конечно, стало меньше, ну, а денег сколько тратили, столько и продолжили тратить в этом году. Другое дело, что еще немножко сам рынок вырос за счет того, что выросла доля онлайна. То есть, если говорить о компаниях, которые работают по omni-channel модели, имеют и онлайн, и офлайн, то все они наблюдали на себе снижение офлайновой части и увеличение доли онлайна», — отметил Соколов.

Что касается трансграничной интернет-торговли, то ее доля в прошлом году выросла с 21% до 29% рынка в денежном выражении.

Объем трансграничной интернет-торговли в прошлом году вырос на 5% и составил 219 млрд руб. При этом количество посылок из-за рубежа выросло почти вдвое: с 77 млн в 2014 году до 135 млн в 2015-м. Абсолютное большинство — порядка 90% посылок — пришлось на Китай. Интернет-магазин AliExpress стал лидером по посещаемости в России в своей категории. На сайт заходило почти 24 млн уникальных пользователей в месяц. На втором месте с 9 млн — Ozon.ru. На третьем — eBay, у него 7,5 млн посетителей.

Сегмент интернет-ритейла будет расти и в дальнейшем, и экономические условия этому даже способствуют, считает обозреватель Lenta.ru Кирилл Шишов.

«Ценовое предложение в интернете значительно более выгодно, чем в офлайновом ритейле. Плюс еще значительно сократилось количество выездов за рубеж. Если, например, раньше люди позволяли себе выезжать куда-нибудь и устраивать шопинг — в том же самом Милане во время распродаж, — то теперь количество выезжающих туристов — я видел сегодня статистику — стало просто на 30% меньше. Соответственно, люди покупают теперь уже через интернет. Если сравнивать стоимость по некоторым категориям товаров, это все равно получается выгоднее», — пояснил Шишов.

Ранее на слишком дешевые товары в китайских интернет-магазинах пожаловался советник президента Путина по интернету Герман Клименко. По его словам, значительная разница между ценами на товары в России и за границей приводит к их массовой закупке за рубежом, а это чревато ростом безработицы.

Евгений Снегов

Вся лента