Екатеринбуржцы проходят мимо ТЦ

В торговых центрах сокращается покупательский трафик

В Екатеринбурге продолжает падать посещаемость торговых центров. По данным исследовательской компании Watcom, в январе-феврале 2016 года покупательский трафик сократился на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в Екатеринбурге, входящем в число российских лидеров по обеспеченности торговыми площадями, продолжают вводиться новые объекты. По мнению экспертов, ситуация болезненно отразится на устаревших торговых центрах с неясной концепцией.

Новые торговые центры Екатеринбурга открываются, несмотря на падение покупательского спроса

Фото: Владислав Лоншаков, Коммерсантъ

Как рассказал „Ъ” президент компании Watcom Роман Скороходов, в первые месяцы 2016 года в Екатеринбурге отмечено значительное падение посещаемости торговых центров. Показатель Shopping Index (количество посетителей в среднем в день на 1 тыс. кв. метров ТЦ) в январе-феврале составил в среднем 0,8 от уровня прошлого года. То есть посещаемость сократилась примерно на 20%. При этом год назад все первые восемь недель 2015 года Shopping Index держался примерно на уровне 2014 года. «Ситуация в Екатеринбурге похожа на рынок Москвы. С тем лишь отличием, что на шестой неделе, когда праздновался день Святого Валентина, в Москве был зафиксирован больший всплеск, чем в других регионах. Мы связываем это с отложенным спросом — большое количество москвичей не выехало за границу, как это было в прошлые годы, и совершало покупки в столице», — пояснил господин Скороходов.

Участники екатеринбургского рынка отмечают, что чувствительное падение посещаемости испытали не все торговые центры. По словам директора ТРЦ «Гринвич» Дмитрия Сарапульцева, февраль был традиционно тяжелым и сопоставимым по показателям с прошлым годом, в то время как в январе приток посетителей составил 8% (до 1,34 млн человек). «Мы связываем это с тем, что на новогодние праздники многие остались дома. Кроме того, традиционно это время распродаж и более выгодных цен. В среднем рост продаж у наших арендаторов в рублевом выражении составил 12%», — рассказал господин Сарапульцев. Он убежден, что потребители стали обращать больше внимания на цены, поэтому выигрывают те марки, которые договариваются с поставщиками о снижении закупочных цен после роста курса валют, чтобы минимизировать рост цен для покупателя. В «Гринвиче», по его словам, доля вакантных площадей не превышает 3%, в недавно открывшемся «Пассаже» (оба объекта контролирует девелоперская компания «Малышева, 73») сейчас заполнено чуть более 50% площадей. «До конца года мы ориентируемся на наполненность 65–70%, наполнение будет происходить еще в течение двух-трех лет», — добавил господин Сарапульцев.

В прошлом году Екатеринбург вновь лидировал среди российских городов-миллионников по обеспеченности качественными торговыми площадями с показателем почти 500 кв. м на тысячу жителей. По данным администрации Екатеринбурга, в первом полугодии 2015 года в городе насчитывалось 32 торговых центра общей площадью 1,337 млн кв. м. Рынок ТЦ Екатеринбурга несколько лет назад достиг количественного насыщения, отмечают в консалтинговой компании «Урал-Гермес»: если в 2007–2012 годах площади прирастали примерно на 15%, то в последние два года темпы роста замедлились до 7%. В 2015 году он увеличился на 100 тыс. кв. м за счет открытия ТРЦ «Максидом» и ТЦ «Пассаж», в 2016 году ожидается открытие еще нескольких самостоятельных и новых очередей имеющихся ТЦ.

По словам гендиректора «Урал-Гермес» Александра Засухина, на рынке сейчас существуют две тенденции, отражающиеся на посещаемости торговых центров, — это падение покупательной способности населения и перераспределение трафика между ТЦ. «Кризис находит отражение во всех отраслях бизнеса, при этом для собственников офисных площадей и стрит-ритейла ситуация складывается еще хуже», — отмечает он. Господин Засухин прогнозирует продолжение падения трафика в 2016 году. «Однако оно не будет взрывным. Экономика стагнирует, поэтому показатели бизнеса тоже будут медленно ухудшаться, но бизнес продолжит работать и в этих условиях», — заключил он, добавив, что в такой ситуации сильные объекты с понятной концепцией и грамотно подобранными арендаторами становятся еще сильнее, а у слабых обнажается потребность в реконцепции.

Алена Тронина

Вся лента