Марь Иванна, это не мы!
Санкции против российских граждан являются ловушкой для Европы. Такое мнение высказала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Евросоюз официально продлил до 15 сентября индивидуальные санкции против 146 физических и 37 юридических лиц из России и Украины. Брюсcель обвиняет их в подрыве территориальной целостности Украины. Санкции — эффективный способ давления на Москву, который Запад продолжит использовать ради собственной выгоды, считает независимый аналитик Александр Клюкин.
Тема этой недели — санкции, санкции, санкции. Судьбу санкций против России будет решать следующий президент США, сообщают из-за океана. Против президента России Путина требуют ввести персональные санкции, чтобы российский суд украинскую дивчину Савченко судил, видимо, осмотрительнее. И даже спортивный скандал «Шарапова — конькобежцы — фигуристы-биатлонисты милдронат» тоже из этой оперы.
Кстати, о спортсменах, раз уж о них зашла речь. Конькобежцы в этой истории повели себя как-то по-детски, как будто не понимая, с чем и кем имеют дело. Стали проходить тесты на детекторе лжи, а потом выступили с остроумной версией, что запрещенный препарат им подбросили то ли зарубежные спортсмены, то ли свои. Как в школе у разбитого окошка: «Марь Иванна, это не мы…» Если в конькобежной федерации думают, что таким лепетом можно растрогать международные спортивные организации, то я ей сочувствую. Та же Шарапова, сама обо всем рассказав, выглядела значительно солиднее. По крайней мере, ей хватило ума и выдержки не заискивать перед международно-спортивным общественным мнением и не выпрашивать поблажек.
Это, между прочим, самое разумное поведение в условиях санкций. Причем безотносительно того, реальны причины для их введения или выдуманы. Не нужно заискивать, унижаться и спрашивать, глядя снизу вверх: вот, это мы сделали, что нам еще сделать, чтобы санкции отменили? Бесполезно, так и останешься в глазах мирового сообщества нашкодившим школьником. Как верно написал в эти дни один спортивный тренер: захотят — и к дистиллированной водичке придраться смогут.
Нельзя не согласиться с точкой зрения вице-премьера Дмитрия Рогозина, который заявил в среду, что санкции Запада против России будут всегда, и надо, по его словам, «прекратить интересоваться» тем, что говорят по поводу санкций, или возможной отмены или продления, в Брюсселе и Вашингтоне. Для Запада — это привычный, а вовсе не экстраординарный, инструмент политики давления в отношении России. В зависимости от обстоятельств это давление усиливается или ослабевает, причем усиление или ослабление зависит вовсе не от «поведения» России на международной и внутренней арене, а от собственных соображений и интересов инициаторов санкций.
Достаточно вспомнить печально знаменитую американскую поправку Джексона — Вэника, т.е. экономическую санкцию, введенную против СССР в 1974 году, связанную с ограничениями в торговле между двумя странами. Она не была отменена в течение всех 1990-х годов, когда США не могли нарадоваться на нашу «демократизацию». Она формально действовала все 2000-е годы, хотя США и Россия активно сотрудничали в борьбе с международным терроризмом. При том, что официальное основание для введения этой поправки — препятствия, чинившиеся в начале 1970-х годов для эмиграции советских евреев — давно быльем поросло. Она была отменена только в 2012 году… одновременно с введением новых антироссийских санкций по «списку Магнитского». Вот и весь сказ про санкции.