«Если цена на нефть все-таки стабилизируется, никакой распродажи госактивов и не понадобится»

Специальный репортаж политического обозревателя «Ъ FM» Дмитрия Дризе

Аркадий Ротенберг опроверг сообщения о своем интересе к покупке пакета акций «Аэрофлота». Российские власти также отметили, что ничего не слышали о намерениях предпринимателя по поводу этого актива. Заявления были озвучены на фоне обострившихся споров о том, проводить или нет вообще передачу ряда госактивов в частные руки. Быть ли в России большой приватизации, рассуждает политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе.

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Пресс-секретарь президента России опроверг информацию западной прессы о якобы предстоящей продаже части госпакета акций «Аэрофлота» Аркадию Ротенбергу. Более того, Дмитрий Песков призвал не верить измышлениям о том, что решения о приватизации тех или иных активов принимает исключительно президент. Это не так. В обществе идет дискуссия. Ранее газета Financial Times со ссылкой на свои источники сообщила, что Владимир Путин якобы лично одобрил продажу 25% акций «Аэрофлота» из госпакета. Покупатель — Ротенберг. Новость вызвала острую реакцию — причем не только либеральной части социальных сетей. В частности, Александр Шохин дал свой комментарий, что не советовал бы Ротенбергу торопиться влезать в этот проект. Предприниматель под санкциями. «Мы тогда и сам актив ставим в сложное положение», — отметил глава РСПП. Собственно, и сама приватизация под вопросом. Газета «Ведомости» сообщила, что Росимущество предлагает не спешить. Продать красиво, то есть задорого, именно стратегическому инвестору, как указывает президент, не получится. Лучше реализовывать небольшими пакетами на открытом рынке. Не спешить с так называемой большой приватизацией предлагает и Алексей Кудрин. По той же причине — из-за плохой конъюнктуры. Однако у этой точки зрения есть серьезные противники. По неофициальным данным, за большую приватизацию выступает Алексей Улюкаев, не возражают первый вице-премьер Игорь Шувалов и помощник президента Андрей Белоусов. Пишут даже о конфликте Минэкономразвития и Минимущества. Владимир Путин сформулировал свои требования к приватизации на заседании с правительством месяц назад.

«Реализация госимущества должна быть экономически оправдана, целесообразна. Нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Конечно, я все это говорю, но мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат. Но нужно находить золотую середину», — заявил президент России.

Судя по данным многочисленных источников, золотую середину пока найти не удается. Поэтому, скорее всего, принимать окончательное решение в итоге придется именно президенту. Как известно, Россия собирается приватизировать доли в пяти крупнейших госкомпаниях — «Роснефти», «Башнефти», ВТБ, «АЛРОСЕ», «Совкомфлоте». Экономист Евгений Надоршин сомневается, что большая — равно как и малая — приватизация состоится, по крайней мере, в этом году точно.

«Как бы ни развивалась ситуация, эта декларация о проведении большой приватизации, я думаю, что как минимум в этом году декларацией и останется. Может быть, будет продана там "Башнефть" — я не уверен, но, по крайней мере, из предложенных для потенциальной продажи активов, мне кажется, одни из самых высоких шансов на продажу именно этого. Касательно всего остального у меня есть большие сомнения, что там даже миноритарные пакеты, на самом деле, удастся продать нормально», — отметил Надоршин.

Вопрос с приватизацией — спорный. В нынешней системе координат можно смело предположить, что инвестор найдется всегда. Если надо — так надо. Предложат — лучше не отказываться. Причем он может заплатить больше, чем по рынку. Ведь казне нужны деньги — это нельзя не понимать. Наверное, это должен быть свой, проверенный кандидат, который не подведет — вложит, как прописано в программе, необходимые инвестиции в развитие актива. Ну а взамен, возможно, получит некие льготы. Обращает на себя внимание очередной комментарий Александра Шохина. Владимир Евтушенков может вновь побороться за «Башнефть». Ведь у него там остался свой менеджмент. Если да, то получится так, что он купит компанию дважды. Но на этот раз уже точно по справедливой стоимости. Но главное, если цена на нефть все-таки стабилизируется, на что есть некая надежда, то тогда никакой распродажи госактивов и не понадобится. Бюджет сверстается как надо. Проект большой приватизации можно будет смело перенести на лучшие времена.

Вся лента