«Человеку всегда сложно бороться с системой, а объединению проще»
На защиту журналистов встанет профсоюз
В России появится профсоюз журналистов. Его организует сетевое издание «Медиазона». Решение было принято после того, как на сотрудников СМИ и правозащитников было совершено нападение в Ингушетии. 9 марта по дороге из Республики в Грозный их избили, а микроавтобус с вещами сожгли. В числе пострадавших российские и зарубежные журналисты, в том числе корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода. По факту нападения возбуждено уголовное дело. Президент поручил МВД выяснить все обстоятельства произошедшего. Вступить в создаваемый профсоюз можно на условиях личного членства, отметил главред «Медиазоны» Сергей Смирнов.
«Как он будет функционировать, мы надеемся обсудить именно на учредительном собрании. Общие контуры мы себе представляем — хотим сделать орган, который будет реально заниматься вопросами защиты журналистов, как их трудовых прав, так и соблюдения закона о СМИ. Мы убеждены, что эффективным управлением профсоюза может быть только коллегиальное. Остальные вещи мы уже проговаривали с юристами, они обещают помогать нам на первых порах с составлением документов. Вообще, мы хотели, чтобы это было большое сообщество на низовом уровне», — пояснил «Коммерсантъ FM» Смирнов.
Стать участниками профсоюза уже решили журналист Олег Кашин, фотограф Денис Синяков и корреспондент Znak.com Екатерина Винокурова. Никаких юридических сложностей при создании объединения возникнуть не должно, считает руководитель и председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе.
«Целью создаваемого профсоюза будет возможность обращения к государственным органам, в том числе президенту. Человеку всегда сложно бороться с системой, а такому объединению действительно проще. Юридические хлопоты стандартны — они должны будут пройти регистрацию, это не сложно. Профсоюз должен существовать на отчисления, все-таки такая деятельность сопряжена в том числе с обращениями к юристам, защитой здоровья работников, может, даже будут предусмотрены какие-то медицинские программы», — предположил Трапаидзе.
Перспективы такого профсоюза в современных российских реалиях выглядят сомнительно, отметил журналист, член Совета по правам человека Николай Сванидзе.
«Вопрос в том, будет это реальность или вывеска. Если у нас будет такой же профсоюз журналистов, какой у нас парламент, какой у нас суд и какие выборы, тогда вряд ли мы нуждаемся в таком профсоюзе журналистов. А если профсоюз журналистов будет реальный, защищающий права журналистов перед властью, тогда он будет полезен и целесообразен. Я, честно говоря, сомневаюсь в том, что такой профсоюз сейчас возможен, потому что у нас сейчас нет свободной журналистики, у нас все главные журналистские медиаструктуры в полной мере принадлежат государству или аффилированы с ним», — подчеркнул Сванидзе.
Как отмечают сотрудники «Медиазоны» в заявлении на Facebook, «сегодня в России нет организации, способной эффективно представлять интересы работающих журналистов». По их словам, прошлые нападения на представителей СМИ остаются безнаказанными, как, например, в случае журналиста Олега Кашина. И единственно верным ответом медиасообщества может стать «солидарность и попытка объединения».