Писателя снимают с постамента
Против переноса памятника Константину Федину выступила его семья
Сторонников сохранения памятника Константину Федину на одноименной площади в Саратове становится больше. В защиту скульптуры выступили члены семьи писателя, которые направили письма губернатору Валерию Радаеву и главе администрации города Валерию Сараеву. В обращении отмечается, что памятник органически вписан в ансамбль площади и был поставлен здесь с одобрения автора — скульптора Александра Кибальникова. Дочь и внуки писателя не согласны с идеей переноса памятника и просят учесть их мнение. Ранее с похожим письмом на имя министра культуры РФ Владимира Мединского обратились ученые Института мировой культуры РАН. Идея переноса памятника Федину возникла в связи с инициативой депутата облдумы Сергея Курихина по установке монумента основателям города.
Дочь и внуки Константина Федина обратились к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву и главе администрации города Валерию Сараеву с просьбой учесть их мнение по поводу идеи переноса памятника писателю. Как говорится в письме, для семьи писателя «было большой неожиданностью узнать о намерении городской администрации перенести памятник». По их мнению, скульптура «органически вписана в ансамбль площади Федина и непосредственно соседствует с музеем К. А. Федина, который сейчас по праву считается одним из лучших и богатейших по составу коллекции литературных музеев ХХ века». «Большая часть коллекции музея была безвозмездно передана нашей семьей городу», — говорится в письме. Также члены семьи писателя отмечают, что памятник был поставлен при жизни скульптора Александра Кибальника «и с его одобрения именно в том месте, где он стоит и поныне». «Мы не согласны с идеей переноса памятника и убедительно просим учесть наше мнение», — заявляют авторы письма.
Вчера стало известно, что письмо в защиту памятника направил на имя губернатора и народный художник РФ Салават Щербаков. Он отмечает, что Александр Кибальников — «выдающийся мастер отечественной монументальной скульптуры двадцатого века» и каждая его скульптура «являлась наиболее ярким выражением эпохи, мыслей и надежд его современников, живших в непростое послевоенное время», а проза Константина Федина — «живое свидетельство той эпохи». «То время прошло, наступили другие времена и другие герои, но мы не должны забывать наших отцов и дедов», — пишет он. По его словам, авторы памятника Федину сами выбрали место для его размещения, и эта часть города в итоге была украшена и облагорожена. «На берегах Волги есть много подходящих мест для установки других новых памятников», — считает господин Щербаков.
В пресс-службе губернатора подтвердили, что письма по поводу памятника Федину губернатор получал, но «о том, какой был дан ответ заявителям, рассказать не имеем права в связи с законом о персональных данных». Пресс-секретарь губернатора Нина Попова добавила, что по всем резонансным темам господин Радаев придерживается позиции, что решение должно приниматься с учетом мнения горожан.
В пресс-службе городской администрации в течение дня не смогли даже ответить, получил ли господин Сараев письма.
Ранее свое беспокойство в связи с разговорами о переносе памятника Федину высказывали ученые Института мировой литературы РАН, которые в конце февраля написали письмо министру культуры РФ Владимиру Мединскому. Они сообщили, что скульптура «вот уже три десятилетия является архитектурным центром площади, удачно составляя единый ансамбль с расположенным по соседству Государственным музеем К. А. Федина», и ее перенос «неизбежно приведет к раздроблению мемориально-музейного комплекса». Ученые обратились к министру с просьбой о помощи в «сохранении сложившегося культурного ансамбля, ставшего органической частью Саратова». Копии письма также были направлены господам Радаеву и Сараеву.
Как уже писал „Ъ“, перенос памятника Константину Федину обсуждается в связи с планами по установке на его месте монумента основателям Саратова князю Григорию Засекину и боярину Федору Турову. Монумент — две бронзовые фигуры высотой 2,5 метра и весом более 500 кг каждая — был изготовлен в 2014 году на средства депутата Саратовской областной думы Сергея Курихина и преподносится как «подарок городу». В июле прошлого года издание, подконтрольное господину Курихину, посетовало, что фигуры основателей «пылятся на складе из-за нерасторопности властей в поиске подходящего места для их установки». Там же сообщалось, что изначально планировалось установить композицию на площади у речного вокзала рядом с гостиницей «Словакия», но инициаторам было отказано в согласовании территории. В качестве «менее предпочтительного» варианта издание назвало смотровую площадку набережной у спуска по улице Октябрьская. В сентябре то же издание рассказало о том, что решение об установке памятника основателям на этом месте «уже одобрено на заседании городского градостроительного совета». Идею подхватили члены Общественной палаты города, тогда как некоторые деятели культуры выступили с критикой не только места установки, но и художественных достоинств самой композиции.